С 25 октября в художественно-выставочном комплексе Музея истории и культуры Среднего Прикамья «Дача Башенина» в рамках проекта «Сарапульский ТОП-арт» работает новая выставка «БОТальные сюжеты».
В названии выставки, посвященной, казалось бы - просто обуви, не случайно звучит намек на событийно-исторический /батальный/ жанр в живописи. Сюжеты выставки действительно значительны для истории Сарапула и вообще людей, обычную и необычную жизнь которых трудно представить без обуви. Каждая пара обуви может много рассказать о том времени, когда ее произвели на свет и о человеке, который носил ее.
Можно ли представить себе свободу и удачу без сапог и надежных сапог - вообще обуви? - Об этом центральный интерактивный БОТальный акцент и призыв выставочного сюжета «Пятачок под каблучок!»
Визитной карточкой Сарапула долгое время по праву считалось кожевенное и обувное производство, поэтому главный сюжет выставки - «Качество со скрипом» - рассказывает об истории сарапульского кожевенно-обувного производства.
В восьмидесятых годах 19-го века в Сарапуле насчитывалось более 30-ти кожевенных заводов, и город входил в число наиболее значительных поставщиков обуви для России. Во главе производства стояли заводы Барабанщикова, Дедюхина, Пешехонова, Михеева, Кривцовых. Сарапульские кожевенные мастера были оценены грамотами и наградами, дипломами и свидетельствами самых престижных российских ярмарок. Говорят, что Сарапульская обувь была не хуже зарубежной, а иногда превосходила ее качеством и добротностью, красотой и вышивкой. Ее носили цари. Сапоги-ботфорты из музея Петра Первого шили сарапульские мастера. Отец и дед знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского носили хромовые сапоги, сшитые из одного куска кожи, как это умели делать только в Сарапуле. Признанными мастерами считались сарапульцы в изготовлении праздничной и свадебной обуви. Совершенно уникальные яловые болотные сапоги с ремнями и одношовные для таежных приисков высоко ценились в среде охотников, рыболовов и старателей. В эпохальном романе Константина Седых «Даурия» есть описание как вернулся с промысла главный герой: «Как истый старатель он был в широченных штанах из зелёного плиса, в сарапульских сапогах со скрипом».
Сюжет выставки «От лаптя до шпильки» представляет обувь из фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья. В нем и обувь, которую умельцы выполняли в домашних условиях - это лапти и валенки и, отдельные главы - о дамской обуви и детских башмаках, в которых проявлены свои традиции, своя мода, свои законы надежности и комфорта. Китайские башмачки знатной дамы, японские башмаки на платформе, и башмак китайского солдата составили БОТальную экзотику из фондов Сарапульского музея.
«БОТальное ностальжи» выставки - это сюжет, представляющий обувь советских лет, в т.ч. сарапульской фабрики. На протяжении нескольких лет Сарапул одевал жителей Удмуртии в разнообразные боты, дам - в изящные туфли на каблуках, бурки «прощай, молодость»… - все это напомнит посетителям выставки о вышедшей из моды обуви наших мам и бабушек.
В рамках проекта «Сарапульский ТОП-арт" и выставки «БОТальные сюжеты» в музее проводится акция «Сарапульская Филоботия». В экспозиционном сюжете «Прихожая», через которую можно попасть в пространство выставки посетителям предлагается оставить (подарить музею для коллекции) принесенную обувь и примерить представленную.
Музей приглашает принять участие в реализации проекта и акции «Сарапульская Филоботия» и примет от жителей города обувь для музейной коллекции.
А также приглашаем всех желающих на выставку!