В Саратовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения поэта Бориса Озёрного.
Борис Фёдорович Озёрный (Дурнов) родился в 1911 году в селе Новые Бурасы Саратовской области, в семье крестьянина-бедняка. После смерти отца и отъезда матери в Баку жил с дедом.
В 1926 году поступил в Тёпловское садово-огородное училище. Окончив его, с 1929 года, работал агротехником в Бакинском райземотделе и транспортном потребительском обществе. Тогда же он начал писать для различных газет.
В 1934 году Борис Озёрный переехал в Саратов, работал в отделении Союза советских писателей, в газете «Сталинские ребята» и в Областном радиокомитете. В 1939 году по комсомольскому призыву вступил добровольцем в лыжный батальон, в составе которого участвовал в боях с белофиннами на Карельском перешейке. Под впечатлением этих событий он написал первые военно-патриотические стихи. Некоторые из них публиковались в саратовской молодежной газете «Молодой сталинец» и в газете «Комсомолец» (молодежном печатном органе республики немцев Поволжья).
В 1941 г., в начале Великой Отечественной войны, Борис Фёдорович Дурнов-Озёрный ушел на фронт добровольцем в качестве политбойца в составе Саратовского отдельного батальона. Затем политуправлением Калининского фронта он был направлен в редакцию газеты «Вперёд за Родину» 22-й армии «на должность писателя». Позднее был переведен в газету «Боевой натиск» 6-й гвардейской армии. Он не раз участвовал в боях, бывал на передовой, ходил с бойцами своего полка в разведку за «языком». На фронте политотделом 22 армии поэт был принят в члены ВКП(б). В конце войны Борис Озёрный был контужен, лечился в госпитале в Иваново, в военном санатории.
На выставке представлен первый поэтический сборник Бориса Озёрного «С именем вождя», который вышел в Саратовском областном издательстве в 1942 году. Жена отправила ему на фронт пять экземпляров, которые тут же разобрали друзья поэта, не оставив автору ни одного.
Особый интерес представляют фронтовые письма Бориса Фёдоровича, адресованные его семье: матери Дарье Степановне, жившей в годы войны в Саратове, жене - Антонине Петровне Павловой, и двум маленьким дочкам – Лине и Светлане. Большинство писем имеют один обратный адрес: ППС, 431, редакция красноармейской газеты «Вперёд за Родину». В одном из писем, адресованных матери, которая в это время была очень больна, он пишет: «Дорогая мама! Ты не можешь представить, как беспокоюсь, как волнуюсь я о твоем здоровье... А как хотелось бы быть сейчас около тебя, хоть чем-то помочь тебе. 30.03.44 г.».
В своих письмах он всегда спрашивал жену о своих маленьких дочках. «Как здоровье ребятишек? Жду и никак не дождусь карточек с дорогих цыплят. Вы уж снимите их». На выставке представлена фотография Светланы и Лины, которая была отправлена Борису Фёдоровичу на фронт в декабре 1942 года. Он постоянно интересовался тем, как жили в это военное время в Саратове. В одном из писем есть такие слова: «… Да, интересно бы сейчас побывать в родном городе, посмотреть на людей, как они живут. Представляю себе тыл только по газетам да письмам, но это не то, что видеть своими глазами...».
Сохранились и экспонируются экземпляры фронтовой газеты, в которой регулярно печатались написанные Б. Озёрным очерки, рассказы и стихи. В особой рубрике «Весёлой строчкой…» публиковались фельетоны и юмористические рисунки со стихотворными подписями, также составленными Борисом Фёдоровичем Озёрным.
В выпусках фронтовой газеты встречаются и стихотворные подписи к плакатам, также сочиненные Борисом Озёрным. Поскольку выпуск газеты осуществлялся ежедневно, работать приходилось очень много.
Для подготовки публикаций о героях Калининского фронта Борис Озёрный часто беседовал с бойцами - рядовыми и офицерами. На выставке экспонируется его рабочая тетрадь с карандашными записями этих бесед.
В военные годы он работал и над поэтическим сборником «Не забыть нам время боевое...». На выставке представлены рабочие материалы этого сборника, среди которых имеются и неопубликованные фронтовые стихи.
Впечатления, полученные на фронте, воспоминания о событиях и людях составили основу его книги «Рассказы разведчика», которая вышла в Саратове в 1947 году. Это была своеобразная «книга бойца» для детей и юношества.
За время войны Борис Озёрный написал свыше 200 стихотворений, рассказов и очерков. Многие из них вошли в различные сборники фронтового времени и послевоенных лет.
На выставке представлен уникальный экспонат – листок со словами песни, музыку к которой написал А. Котилко. На листке имеется штамп 1947 г. «Разрешено к исполнению...».
С конца 1945 по июнь 1947 г. Б.Ф. Озёрный был ответственным секретарем Саратовского отделения Союза советских писателей, много делал для развития этой организации. В числе других документов на выставке экспонируется проект постановления бюро Саратовского обкома ВКП (б) «О работе Саратовского отделения Союза советских писателей», который был подготовлен Борисом Озёрным в 1945 г. В нем он с большим сожаление отмечает, что за годы Великой Отечественной войны, в том числе и в связи с уходом на фронт многих её членов, саратовская писательская организация практически распалась. Б.Ф. Озёрный избирался делегатом II Всесоюзного съезда советских писателей, часто ездил по городам России и союзных республик, писал стихи и переводил на русский язык произведения белорусских, грузинских, калмыцких, азербайджанских поэтов.
Борис Фёдорович был заядлым рыбаком, много времени проводил на Волге. На выставке представлены две работы саратовского художника Ф. Русецкого, запечатлевшие Б. Озёрного на рыбалке, а также его любимую лодку у волжского берега. Экспонируются подарки поэта дочери Светлане. В их числе книги, шкатулка и шахматы, в которые он любил играть сам и учил играть детей. Именно Светлана Борисовна Дурнова, ныне член Союза журналистов России, бережно сохранила память об отце, а затем передала музею все материалы, представленные на выставке. Решение о передаче архива Б.Ф. Озёрного музею на постоянное хранение было принято Светланой Борисовной после того, как она увидела материалы о своем отце на сайте Саратовского областного музея краеведения в разделе «Живая память».