В музее "Фридландские ворота" (г. Калининград) открылась выставка "Калининградский трамвай: 65 лет на улицах города". Эта выставка – совместный проект музея и МКП "Калининград-ГорТранс".
В экспозиции, совершив путешествие в 130 лет (от кёнигсбергской конки до настоящих дней), можно увидеть фотографии с изображениями трамваев в разное время на улицах нашего города, карты и планы трамвайных маршрутов разных лет, трамвайные таблички и таблички с названием улиц, проездные билеты и трамвайные жетоны. Главными героями выставки стали трамваи в миниатюрных моделях. Сам выставочный зал музея предстал в облике салона трамвая: с дверьми и сиденьями, поручнями и компостерами.
В рамках выставки, в канун запуска первого калининградского трамвая (7 ноября 1946 года), 6 ноября в трамвайном депо г. Калининграда состоится День открытых дверей. Все желающие смогут не только совершить экскурсию в Депо, но и проехать специальным экскурсионным маршрутом по городу на раритетном трамвае «Дюваг», выпущенном в 1963 г.
Из истории городского трамвая
В январе 1945 года в связи с военными действиями трамвайное движение в Кёнигсберге (современный Калининград) прекратилось. Трамвайное хозяйство сильно пострадало от бомбёжек и штурма города. Однако, советские власти почти сразу занялись возрождением трамвая. Трамвай возобновил работу 7 ноября 1946 года. Тогда на маршрутах использовалось 129 восстановленных трамваев (в 1939 году в Кёнигсберге был 251 трамвай). Особенностью калининградского трамвая первых послевоенных лет было то, что абсолютное большинство пассажиров перемещалось в нем с одного конца города в другой, не выходя в центральной части, которая была полностью разрушена во время войны и практически не заселена. Вагоны ходили постоянно переполненными, без соблюдения графика движения, в большинстве из них отсутствовали ручки и ременные петли, постоянно были открыты двери с обеих сторон, что вызывало большое нарекание пассажиров. К концу 1949 года в городе уже действовало восемь трамвайных маршрутов.
Конец 50-х и 60-е годы были периодом самого интенсивного развития калининградского трамвая. Происходила активная замена старых кенигсбергских вагонов на новые, поступившие из ГДР. В начале 80-х годов в Калининграде действовало десять маршрутов. В отличие от многих других городов России, в Калининграде трамвай пережил экономический кризис девяностых годов XX века практически без потерь. Не было закрыто ни одного маршрута, подвижной состав хотя и не обновлялся, но старые трамваи проходили капитальный ремонт.
В настоящее время калининградский трамвай – самая западная и самая старая трамвайная система на территории современной России; это – одна из двух сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (другая — в Пятигорске). Трамвай сегодня трудно назвать актуальным общественным транспортом. В городе работает два маршрута № 5, № 1. Ежедневно на линии выходит 30 машин. Будущее трамвая - одна из самых актуальных тем, активно обсуждаемых в городе. Проблема использования трамваем на современных городских улицах решается не только в нашем городе, но и во всём мире.