Осень. Щедрость земли. Время подводить итоги. Время писать натюрморты… Выставка «Деревенский натюрморт» знакомит с лучшими произведениями отечественных художников, собранными и бережно сохраняемыми в фондах АГКГ им. П.М. Догадина.
Как самостоятельный жанр, натюрморт известен в европейской истории живописи с 17 столетия, когда великие фламандские и голландские живописцы на своих полотнах представили зрителю мир простых и понятных предметов, через сочетание которых рассказали о человеке, которому они принадлежат, его пристрастиях и привычках, ритме его жизни и эстетическом вкусе. Русские художники, развивая эти идеи, сумели найти свой верный тон, продемонстрировав национальные приоритеты, определяя ведущие художественные ценности в системе культуры.
На выставке экспонируется 14 произведений живописи из коллекции АГКГ им. П.М. Догадина во временном диапазоне с 1913 по 1980гг., среди которых натюрморты известных русских художников – И.С. Горюшкина – Сорокопудова, И.Э Грабаря, Л.Н. Веселовского, В.А. Эйферта, В.И. Шестакова (1913 – 1920гг.). В свое время их работы выступили связующим звеном между «старой» и «новой» живописью, академическая школа и свежие впечатления позволили создать яркие, самобытные произведения. Каждое прекрасно по-своему, тепло и с чувством написано художником.
В это время в отечественной живописи формируются основные темы деревенского натюрморта («полевые цветы», «плоды и фрукты», натюрморт с ярко выраженной «местной» спецификой и т.д.), определяются разнообразные техники и приемы.
Полотна, выполненные в стиле «социалистического реализма» 40-60х годов (Д. Тархов, В. Одинцов, Р. Затуловская, Н. Барсамов), радуют глаз ширью колхозных полей, изобилием снеди, пестрыми букетами полевых цветов. Несомненный интерес вызывают у зрителя работы мастеров, связанных с астраханской художественной школой – В. Жаркова-Волжского, В. Эйферта, К. Сафаргалеева.