Выставка произведений преподавателей петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - скульптора М. К. Аникушина, графика В. А. Ветрогонского и живописца Б. С. Угарова. В состав экспозиции вошло более 90 произведений из частных собраний. Ряд произведений экспонируется впервые.
Творческие судьбы этих мастеров очень похожи. Все трое – М. К. Аникушин, В. А. Ветрогонский и Б. С. Угаров – учились, а затем преподавали в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и воспитали целую плеяду живописцев, графиков, скульпторов. Представители одного поколения, они, хоть и работали в разных областях изобразительного искусства, но придерживались схожих идеалов и убеждений и развивали в своем творчестве традиции русского реалистического искусства.
Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - мастер станковой и монументальной скульптуры, автор скульптурных ансамблей, памятников, надгробий, установленных в Петербурге и других городах России. Самые известные работы мастера – памятник А. С. Пушкину (1957) на площади Искусств, памятник В. И. Ленину на Московском проспекте (1970) и памятник «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» на площади Победы (1975) в Петербурге. В числе лучших станковых произведений скульптора, ставших классикой русского искусства: «И. И. Левитан» (1961); «А. П. Чехов» (1964); «Портрет Г. С. Улановой» (1982) и др.
На выставке представлено семь работ М. К. Аникушина: несколько скульптурных портретов А. С. Пушкина и А. П. Чехова, портрет балерины Г. С. Улановой (1983) и др.
Владимир Александрович Ветрогонский (1923-2002) – художник-график. Занимал должность декана графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Одной из главных тем творчества художника было послевоенное восстановление страны, им созданы графические серии «Заводские будни» (1952-1957), «Шахтеры» (1958-1960) и «По родному Северо-Западу» (1960-1970-е). Значительное место занимают в творчестве художника и мастерски написанные акварели. Это своеобразные пейзажи-новеллы, в которых автор с чувством искреннего восхищения сумел передать тихую притягательную красоту утреннего тумана и заката солнца, просторов полей и старых деревушек.
В особняке Румянцева можно увидеть графические работы В. А. Ветрогонского разных лет. Это и произведения из серий «Северная Магнитка», «Волго-Балт» 1960-1970-х годов: «На выпуске чугуна», «Прокат идет», «Шлюзы Волго-Балта»; и акварели, созданные в 1950-1990-х годах в России и за рубежом. Рядом с привычными русскими пейзажами в экспозиции соседствуют виды Берлина, Венеции, Парижа, Рима.
Борис Сергеевич Угаров (1922- 1991) – живописец, признанный мастер тематической картины. С 1977 года был ректором Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а с 1983 по 1991 год – президентом Академии художеств СССР. Известность художнику принесли картины «В колхоз. Год 1929-й» (1954), «Ленинградка (В сорок первом)» (1961), «Возрождение» (1980), портрет композитора А. П. Петрова (1971). Много живописец работал и в области пейзажа.
На выставке демонстрируются картины Б. С. Угарова «Пушкин» (1970), «А. С. Пушкин. Белая ночь» (1985), «Охота» (1988) и созданные в разные годы многочисленные пейзажи. Впервые будет экспонироваться полотно «Перевозка льда» (1950).