К 300-летию рождения М.В. Ломоносова
19 ноября страна будет отмечать 300-летие выдающегося соотечественника – М.В. Ломоносова, первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, химика, физика, астронома, географа, металлурга, геолога, просветителя, историка, поэта, заложившего основы развития в России не только естественных наук, но и литературного русского языка, …
Одним из первых событий в ряду юбилейных мероприятий станет открытие выставки на Пречистенке. В основе развернутой экспозиции (художник А.Конов) – уникальные издания, документальные свидетельства, портретная галерея, предметы эпохи из фондов Государственного музея А.С. Пушкина, государственных архивов и музеев России.
Музей А.С. Пушкина стал местом проведения выставки, посвященной М.В. Ломоносову, не случайно. Великий ученый – выдающееся явление не только в русской науке, но и в русской культуре. В свое время Ф.М. Достоевский представил в «Дневнике писателя» вариант отечественного Пантеона: «Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» по всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь»…
Ломоносов – тайна русской культуры, которую разгадывают три столетия и которую предстоит разгадывать будущим поколениям. Название выставки и ее художественное решение согласуются с интереснейшими музейными материалами. Судьба Ломоносова уникальна и мифологична. В русской культуре она столь же важна, как и творчество Ломоносова. Уникальность и мифологичность ее определяется географическим и метафорическим путем – от крестьянина-помора до академика и поэта со всероссийской славой. Это путь Корабля, который и стал символическим «ключом» экспозиции, рассказывающей о жизни и творчестве великого соотечественника. Остановки по пути следования Корабля – знаковые этапы жизни Ломоносова: Москва, Санкт-Петербург, Академия…
С Академией неразрывно связано литературное творчество Ломоносова. По поручению и от имени Академии он сочинял торжественные оды, разрабатывал проекты грандиозных иллюминаций и фейерверков и надписи к ним, произносил похвальные речи, сотрудничал с периодическими изданиями.
Значительная часть экспозиции посвящена поэтическому творчеству Ломоносова. Его поэзия – воплощение блистательного века Елизаветы и начало великой эпохи Екатерины. В творчестве поэт исполнял гражданский долг и обращался, прежде всего, к государю. Эффектность и имперский характер поэтических строк напоминают архитектуру Растрелли. И тот, и другой своими творениями возвышали государя и воспевали силу государства. Растрелли создавал грандиозные и пышные дворцы, Ломоносов – торжественные и духовные оды. Поэту удалось прославить всех самодержцев, при которых ему довелось творить. При этом Ломоносов знал цену вдохновению: «…музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Оне кого хотят, того и полюбят».
Особая тема в сюжетном строении выставки – «Ломоносов и пушкинский век». Образ Ломоносова как символа русской культуры начал формироваться вскоре после его смерти. В начале XIX века имя поэта-ученого превратилось в знамя литературной борьбы. Пушкин – прямой наследник этих дискуссий. Для него Ломоносов – гений, «великий сподвижник великого Петра», великий человек и ученый: «…Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, <…> и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка…».
Участники выставки «Тайна русской культуры»
• Государственный музей А.С. Пушкина (ГМП)
• Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
• Российскоий государственный архив древних актов (РГАДА)
• Государственный литературный музей (ГЛМ)
• Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР)
• Галерея «Три века»