Выставка представляет 190 портретов (живопись, рисунок, миниатюра, скульптура) представителей дворянского и купеческого сословия России XVIII-XIX века, в разное время и при разных обстоятельствах, поступивших в коллекцию музея с пометкой «портрет неизвестного лица», либо с мифологизированной или ошибочной аннотацией. Многие из героев этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
Особенность уникальной экспозиции, открываемой на Пречистенке, в том, что большинству из выставленных здесь портретов возвращены имена!
Как правило, портрет человека писался «для памяти ему близких людей, людей его любящих» (В.Тропинин), размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи – так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную, родовую память, теряли свои «насиженные» места, корни, рассеивались по миру, оседая безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
Для любого музея приоритетно не столько количество экспонатов, сколько сумма знаний о них – в этом и заключается главный смысл научно-фондовой работы музея. Каждый экспонат в коллекции должен «заговорить», обрести свои «паспортные» данные. Идентифицированный портрет может «рассказать» о себе и о времени несравненно больше, чем его «молчаливый» аналог.
Возвращение портрету настоящего имени – сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Выставка на Пречистенке, представляющая более 110 таких открытий, демонстрирует, таким образом, впечатляющие результаты собирательской, научной и атрибуционной деятельности музея.
Весьма примечательно, что выставка «Неизвестный портрет» является логическим и ярким продолжением одноименной выставки, проходившей на Пречистенке в пору становления московского музея А.С. Пушкина, в 1968-69 гг. Тогда, впервые в музейной практике, широкому кругу публики были представлены не просто портреты, но, по сути, результаты десятилетней научно-исследовательской работы музейных специалистов. Выставка вызвала не только огромный интерес публики, но и волну открытий – в ходе ее работы посетителями были «узнаны» и затем официально атрибутированы 10 (!) из представленных на ней 80 портретов.
С тех пор прошло 40 с лишним лет. За это время, конечно же, музейная коллекция пополнилась не одной сотней портретов. Продолжает свое активное развитие и работа по атрибуции экспонатов, специалистами музея разработана специальная методика изучения и определения портретов. Экспонаты новой выставки – яркое подтверждение успешного, а порою, и уникального научного поиска. Есть среди них и несколько особо знаменательных и заметных.
Настоящей сенсацией нынешней выставки обещает стать представление великолепного живописного портрета одной из самых интересных женщин пушкинской эпохи Марии Николаевны Раевской (Волконской). Портрет станет доступным широкому кругу публики впервые почти за 200-летнюю историю бытования в узком кругу владельцев и коллекционеров. Написанный в 1824 году незадолго до замужества Марии Раевской с героем войны 1812 года и будущим декабристом Сергеем Волконским, этот портрет (2) имеет огромную историческую и эстетическую ценность. Появление экспоната в коллекции московского музея А.С. Пушкина стало возможным благодаря действенной помощи Департамента культуры Москвы. На открытии выставки этому событию будет уделено особое внимание.
В контексте открывающейся выставки, «Портрет М.Н. Раевской» интересен еще и тем, что представляет собой образец безусловной полной атрибуции, когда по совокупности приходят «в согласие» и результаты технико-технологических исследований, и оценки специалистов-экспертов, и происхождение портрета, и надпись на обороте, и биография модели, и внешнее ее сходство с большим рядом достоверных изображений, и мемуарные свидетельства.
Но далеко не у всех экспонатов выставки сложилась столь легкая атрибуционная судьба. Одним из сенсационных открытий выставки 68-го года, было представление публике уникального экспоната – единственного известного прижизненного миниатюрного портрета Пушкина-ребенка (на нем будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет), переданным в свое время в музей известным актером Всеволодом Якутом. Споры вокруг портрета и научные поиски, позволившие окончательно и официально атрибутировать этот портрет, шли не один десяток лет. И вот на нынешней выставке этот портрет(1) представляется общественности уже как бесспорная историческая и культурная реликвия