В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918-2002 ) – внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитие реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.
Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием. Детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.
В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 года, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.
После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.
Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации – Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.
В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников. Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.
С 1944 года Н.И.Барченков – постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а также, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).
Как профессиональный живописец, Н.И. Барченков сложился под влиянием традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".
Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.
С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно "В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.
В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.
Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа – главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из-под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.
В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"
В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари (Италия).
В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".
Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 – Токио (Япония), 1984 – Монреале (Канада).
Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу, являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.