С 6 по 27 марта 2001 года в помещении галереи "Элизиум" будет проходить выставка "Общество Художников "Московский Салон" (Краткая история судьбы)".
Девяносто лет прошло с тех пор, как впервые открылась выставка общества художников "Московский салон". 55 произведений живописи и графики ранее неизвестных мастеров русского изобразительного искусства, которые в течение 11 лет (1911-1921) представляли школу "неоклассической" живописи, будут экспонироваться в нашей галерее. Девять из тридцати одного художника, чьи имена "исчезли" со страниц истории, старанием коллектива "Элизиума" обретут "вторую" жизнь. Кто из современников прав? За кем будущее? Вокруг кого объединится и каким будет ближайшее будущее русской живописи? Эти вопросы возникали ежедневно в среде художников первого десятилетия ХХ века. Ярким выражением этого процесса стали представители Московской школы "неоклассической" живописи, как антипод авангардизму со всеми его направлениями.
10 февраля 1911 года первая выставка объединения, выдвинув лозунг "Терпимость всех верований в искусстве", явилась началом поиска "вечных путей и основ". И уже на II-й выставке в конце 1911 г. четко определилась творческая программа "Московского салона": "…мы стремимся к восстановлению традиций старых мастеров и в этом - объединяющее нас начало…".
Основное ядро бывших выпускников училища живописи, ваяния и зодчества (класс А.Е.Архипова, К.А.Коровина, В.А.Серова) составили художники И.И.Захаров, В.А.Яковлев, М.А.Добров, Е.А.Зернова, Н.М.Чернышев, Н.М.Григорьев, Е.И.Камзолкин, Н.Н.Агапьева, М.В.Эберман и др. Внутри общей для всех установки каждый из художников развивал свою собственную тему. Источником фабул картин В.А.Яковлева служили античная и библейская мифология, И.И.Захаров опирался на достижения мастеров русского классицизма, итальянцев эпохи позднего ренессанса, Е.И.Камзолкин учился у египетских и ассирийских мастеров, Н.М.Григорьев и А.Э.Миганаджиан обращали свой взор в глубь средневекового Востока… Но как бы самостоятельно не развивалось творчество каждого художника, всех их объединила одна цель: "поворот к "картине", уводящей от случайностей этюдов импрессионизма и научных абстракций кубизма…". На протяжении десяти лет выставочной деятельности "Московский салон" сумел полностью реализовать свою программу.
Один из ведущих критиков первого десятилетия ХХ в. А.М.Эфрос в ряде рецензий на выставки "Московского салона" называл это общество "большой лабораторией, где многочисленная и несомненно одаренная молодежь производит интересные художественные опыты".
Почетными членами общества были А.С.Голубкина, А.Н.Скрябин, а на первой выставке два зала были отведены работам детей - одна из ранних выставок детского творчества в России. Но как бы парадоксально не сложилась судьба каждого из членов общества "Московский салон" (Е.И.Камзолкин стал автором первого символа Советского государства "Серп и Молот", кисти И.И.Захарова принадлежит программное полотно "Дочери К.Маркса"), в целом можно назвать деятельность общества еще одной строкой в истории культуры первого десятилетия ХХ века. И если зритель, впервые увидевший многие произведения "Московского салона", будет удовлетворен в своем любопытстве, галерея будет считать свою задачу выполненной.
ЗАО "Сейф" галерея "Элизиум", г. Москва, Крымский вал, д.10/14, офис А47Б, тел. 230-0077, 230-0075.