В экспозицию вошло более 50 произведений скульптуры, живописи, графики, фотографии, созданных представителями художественной династии Таратыновых.
Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Таратынов – известный мастер станковой и монументальной пластики. Его работы экспонируются во многих странах Европы, они украшают площади и парки Голландии, Бельгии, Черногории, Латвии, Германии, а также многих российских городов. В 1981 году окончил МГХИ им. В.И.Сурикова (скульптурную мастерскую Л.Е.Кербеля). В своем творчестве А.Таратынов органично соединил традиции отечественной реалистической школы и поиски, присущие современному зарубежному искусству. Особое влияние на него оказала эстетика постмодернизма.
Уже в таких работах скульптора как памятники Д’Артаньяну – в Маастрихте, Великой Княгине Анне Павловне - в Гааге, А.С.Пушкину – в Латвии и Черногории, В.Высоцкому - в Новосибирске можно обнаружить попытку переосмысления культурного наследия, которое в полной мере проявилось в последних масштабных произведениях.
Уникальный 3D проект А.Таратынова – скульптурная композиция «Ночной дозор» (в соавторстве с Михаилом Дроновым), воплощающая в пластике знаменитую картину Рембрандта. Композиция из 22-х фигур, выполненных в бронзе в натуральную величину, установлена в столице Голландии – Амстердаме. Серию продолжили работы, созданные по произведениям: П.Брейгеля - «Слепцы», А.Дюрера – «Рыцарь, Смерть и Дьявол», Г.Климта – «Поцелуй», А.Матисса – «Танец», И.Крамского – «Неизвестная» и др.
Основное свойство «живых монументов» А.Таратынова - их созвучие человеку, приглашение к диалогу. Художник постоянно находится в поиске, в его новых работах появляются современные материалы, возникают элементы кинетической скульптуры, как, например, в памятнике градоначальнику П.Дубровину в Даугавпилсе.
В своих скульптурных работах А.Таратынов достигает предельной выразительности, свободно трансформируя натуру, заставляя зрителя взглянуть на предметы и явления с неожиданной точки зрения. В них соединяется строгая пластика и активное игровое начало. Высоким профессиональным мастерством отличаются вошедшие в экспозицию работы мастера, выполненные в бронзе: «Сальвадор Дали», «Боб Марлей», «Золушка», «Кот», «Вакханка» и др.
История династии начинается с отца - народного художника РФ, скульптура Михаила Васильевича Таратынова (1927-2008). Его излюбленной темой была тема женской красоты. Гармония и пластика обнаженной натуры нашли отражение в мраморе, дереве, бронзе. Мать Александра - Сирень Никитична Юманкова (1930-1965), талантливый живописец, обладала незаурядным колористическим чутьем, что видно в ее обнаженной модели, натюрмортах и портретных композициях, отличающихся тонко разработанной цветовой гаммой.
Живописные плотна жены Александра Таратынова - Екатерины – яркий пример современного абстрактного искусства. Она окончила Московский академический художественный лицей Российской академии художеств и Академию изящных искусств в Амстердаме. Цвет – главное средство выражения для художника. В абстрактных картинах Е.Таратыновой проявляется острое ассоциативное мышление, богатство фантазии, мастерское владение цветом. Помимо живописи, в экспозиции представлен экспериментальный проект «Натюрморты в скульптуре».
Наследниками творческих традиций семьи уже в третьем поколении являются сын Филипп и дочери - Глафира и Агафья. В экспозицию вошли яркие, многоцветные пастели юных художниц. Примечательно, что скульптурную композицию «Дед Мазай и зайцы» А.Таратынов выполнил в соавторстве с Глафирой. Работы Филиппа – это своеобразная фотографика.
Выставка в Российской академии художеств представляет многогранное творчество художественной династии Таратыновых.