«Люди отвергают, как правило, новое, но, по истечении, скажем, четверти столетия, они начинают привыкать к этому новому, которое постепенно становится “классикой”»
Из интервью С.С. Прокофьева. Стокгольм, 4 ноября 1927 г.
26 апреля 2011 г. в 18. 00 в ГЦММК им. М.И. Глинки в рамках музыкального фестиваля «СОЛНЦЕ И МУЗЫКА" открывается межмузейная выставка «В поисках жанра. Музыкальный театр Сергея Прокофьева».
Юбилейная выставка воссоздает историю рождения и судьбу спектаклей одного из самых «театральных» композиторов XX века. Наряду с материалами, рассказывающими о знаменитых премьерах 1920–50-х годов, представлены экспонаты, посвященные спектаклям недавнего прошлого, уже вошедшим в золотой фонд отечественной музыкальной культуры. Здесь экспонируются фотоматериалы, афиши, эскизы декораций, автографы Прокофьева, подлинные костюмы, в которых выступали звезды отечественной сцены.
Выставка открывается своеобразным парадом афиш первых постановок на музыку С.С. Прокофьева. Карта мира с видами городов и знаменитых театров, в которых с успехом шли оперы и балеты русского композитора, наглядно демонстрирует масштаб его творчества и известности на двух континентах.
В первый раздел выставки, который мы назвали «Театр масок на оперной сцене», вошли экспонаты, связанные с постановками двух комических опер С. Прокофьева — «Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре».
Второй — «От балагана к евангельской притче» — представляет зрителю три балета, созданные С. Прокофьевым для труппы С. П. Дягилева: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок» и «Блудный сын».
Третий, самый большой раздел под названием «В поисках новой простоты, или Рождение советской классики», рассказывает о советском периоде жизни и творчества С. Прокофьева. Сюда вошли материалы, связанные с сотрудничеством композитора и выдающихся режиссеров: А. Таирова, Вс. Мейерхольда, С. Радлова, воссоздавших на сцене классические произведения А. Пушкина и У. Шекспира в музыкальном «переводе» С. Прокофьева, включая мировой шедевр — балет «Ромео и Джульетта».
В центральном зале экспозиции представлены премьеры и более поздние версии сказочных балетов С. Прокофьева: «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», а также его опер, в которых композитор шел от психологической драмы («Игрок») к эпосу («Война и мир»), от классики к современной драматургии («Семен Котко»), постоянно осваивая новый музыкальный язык.
Своеобразным эпилогом является инсталляция дачи на Николиной горе, где Прокофьев жил и создавал свои последние сочинения. Здесь можно увидеть рояль, подлинную мебель, фотографии и портреты композитора и его жены М. Мендельсон-Прокофьевой.
Ждем Вас 26 апреля 2011 года в 18. 00 в Главном здании музея (Фадеева, 4)!