В Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоялась презентация выставки «Искусство русских скрипичных мастеров XIX–XXI вв.». Это новый проект, представляющий наиболее ценные инструменты из фондов музея и Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ.
Экспозиция посвящена русской школе мастеров струнных смычковых музыкальных инструментов, до недавнего времени мало известной за пределами своей страны. Ее история прослеживается на протяжении двух столетий и прошла путь от первых скрипок безымянных крепостных умельцев до лучших творений скрипичных мастеров — наших современников.
Самый ранний инструмент, представленный на выставке, — виолончель, изготовленная в 1816 году первым широко известным в среде меломанов русским скрипичным мастером И. А. Батовым, крепостным графа Н. П. Шереметева.
Другой скрипичный мастер первой половины XIX века, работы которого представлены на выставке, — Н. Ф. Киттель. Он создал немало выдающихся музыкальных инструментов, не уступавших, по мнению современников, работам западных мастеров. Но особенно ценятся его смычки, которые многие знаменитые исполнители и сегодня предпочитают всем другим. Так, в наши дни рыночная стоимость одного смычка, выполненного Киттелем, доходит до 150 тысяч евро за одни образец. Интересно, что Киттель всегда любил придать некую эксклюзивность своим работам. Для этого он использовал особый рецепт лака янтарного оттенка, редкие, необычные и порой очень дорогие материалы (например, панцирь черепахи для колодок смычков)
Имя следующего мастера, А. И. Лемана, связано с мистикой и оккультными науками, которыми он увлекался в течение всей жизни. Может быть, поэтому его скрипки отличаются особой изящностью, скульптурной четкостью линий, красотой отделки, ясностью звука. Многим своим детищам Леман давал необычные имена — «Адонис», «Нептун», «Орион», «Гетман». Эти произведения мастера также смогут увидеть посетители выставки.
Развитию отечественной школы изготовления струнных смычковых инструментов послужила многоплановая деятельность Е. Ф. Витачека. При его непосредственном участии была создана Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов РФ, открыты инструментоведческая секция в Государственном институте музыкальной науки и мастерская музыкальных инструментов при Московской консерватории. Он изготовил более 400 струнных инструментов, лучшие из которых экспонируются на выставке. Витачек также известен специалистам как автор фундаментального труда «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов», в котором объединены сведения о творениях старинных итальянских мастеров и мастеров из России, собранных в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ.
На выставке представлены интересные работы учеников и соратников Е. Ф. Витачека. Так, Т. Ф. Подгорный обладал необычайно широким творческим диапазоном. Он изготавливал народные инструменты, инструменты семейства виол, смычки, экспериментальные модели и акустические приборы. В эпоху так называемой «гигантомании» создал альт «Чкалов» (1941), который был признан самым большим из отечественных инструментов скрипичной школы советского периода.
Мастер Л. В. Добрянский изготовил необычную скрипку под названием «СССР», украсив ее гербом Советского Союза и нотной строчкой с мелодией «Интернационала». В 1936 году она была подарена И. В. Сталину.
Во второй половине ХХ века благодаря творчеству А. С. Кочергина, А. И. Мурадова, Д. В. Ярового, А. П. Оганезова российская школа скрипичных мастеров стала завоевывать передовые позиции в мире. И сейчас новое поколение мастеров достойно представляет Россию на крупнейших международных конкурсах. На выставке экспонируются скрипка И. В. Улицкого и альт Н. И. Стасова, смычки М. Я. Азояна и В. М. Мухина, удостоенные высших наград на Международном конкурсе скрипичных мастеров имени П. И. Чайковского.
Музей музыкальной культуры особенно гордится тем, что в его стенах работают два профессионала скрипичного дела — это А. П. Оганезов и М. Я. Азоян.
Так, А. П. Оганезов, являясь мастером и реставратором, в 2010 году построил скрипичный квартет из нетипичного материала – клена «птичий глаз», привезенного специально для него из Юго-Восточной Азии (виолончель из этого квартета была куплена Правительством города Москвы).
М. Я. Азоян в течение последних лет ведет в музее исследовательскую работу по изучению и восстановлению рецептуры лака классического итальянского периода и раскрытию «тайны Страдивари», которая до сих пор остается неразгаданной.