22 февраля 2001 года в 14.00 в Государственной Третьяковской галерее пройдет пресс-конференция, посвященная открытию выставки "Л.О.Пастернак в России и Германии". Эта выставка посвящена творчеству художника, игравшего заметную роль в русской художественной жизни конца XIX - начала XX века, но на протяжении последних десятилетий больше известного специалистам, нежели широкому зрителю. Организованная Государственной Третьяковской галереей при поддержке посольства Германии в Москве, экспозиция представляет около 170 живописных и графических работ, преимущественно из московских музеев, а также частных собраний в России, Германии и Великобритании. Название выставки отражает ее замысел: представить по возможности все многообразие и эволюцию творчества Пастернака, обратив специальное внимание на "германские" страницы его биографии. Произведения датируются периодом от 1885 года - датой окончания Л.Пастернаком обучения в Мюнхенской Королевской академии - до 1938, когда семья художника, с 1921 года жившая в Германии, покинула эту страну и переехала в Великобританию. Среди работ - произведения, выполненные во время поездок в Германию в 1904, 1905 - 06, 1912 годах.
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) стал художником вопреки противостоянию родных, опасавшихся перспективы столь ненадежной и непрестижной карьеры. После неудачной попытки поступить вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Пастернак стал студентом Новороссийского университета в Одессе, что дало ему право выезда за границу. В Мюнхенской Королевской академии он с золотой медалью закончил натурный класс. Учеба в академии дала Пастернаку те профессиональные навыки, которые по переезде в Москву позволили ему быстро занять достойное место среди молодых русских художников. "Никто…, кроме Серова, не знал так основательно человеческой головы и законов ее построения, как двадцатипятилетний Пастернак",- свидетельствовал И.Э.Грабарь. Метод работы с живой натуры, усвоенный в Мюнхене, художник положил в основу обучения в открытой им первой в России частной рисовальной школе. Его педагогический дар максимально реализовался в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где Пастернак преподавал с 1894 по 1921 год. Особый характер работ Пастернака сплав создают переплетения импрессионистических требований работы с натуры и передачи движения, свойственных русской культуре той эпохи гуманистических представлений о роли и задачах искусства и особое лирико-эмоциональное восприятие мира.
Мастерство рисовальщика быстро принесло Пастернаку заслуженное признание. В 1898 Л.Н.Толстой предложил ему иллюстрировать свой роман "Воскресение". На Парижской выставке 1900 года иллюстрации имели большой успех. Дружба с Толстым дала Пастернаку возможность создать целый цикл работ, запечатлевших великого писателя в приватной обстановке. Все они - и быстрые карандашные зарисовки, и станковые графические работы, и живописные полотна - ярко демонстрируют умение Пастернака не только точно схватить натуру, но и создать живую, трепетную эмоциональную среду. Конец 1890-х-начало 1900-х годов - расцвет портретного жанра в творчестве Пастернака. Среди его моделей много людей творческих (С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин и др.). Удивительно удаются художнику портреты детей. Работам этого периода нередко свойственны камерность и интимность. К началу 1910-х Пастернак ставит перед собой новую живописную задачу - создание парадного портрета. Чертами монументальности отмечен групповой портрет "Поздравление", изображающий детей художника (1914 г.). В послереволюционные годы художник продолжает интенсивно работать в жанре портрета. Несколько раз он зарисовывает В.И.Ленина.
В 1921 году в связи с болезнью жены, известной пианистки Розалии Кауфман, Пастернак выехал в Германию. Там художником были созданы портреты видных деятелей немецкой культуры (А.Эйнштейна , Г.Гауптмана, Р.-М.Рильке и др). В Берлине состоялись две персональные выставки Л.О.Пастернака (в 1927 и 1932 годах), вышла первая монография о его творчестве, написанная М.Осборном. Первая в нашей стране персональная выставка Леонида Пастернака была организована в ГТГ в 1979 году.
Нынешняя выставка в Третьяковской галерее - второй шаг по возвращению зрителям имени Леонида Пастернака и счастливая возможность испытать "удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с какой он работал…, перед многочисленностью и значительностью сделанного им" (Борис Пастернак). К выставке подготовлен каталог.
В рамках выставки 6 и 20 марта пройдут литературно-музыкальные вечера "Рильке и Пастернак". Выставка будет работать до 25 марта 2001 года.