В культурно-выставочном центре «Радуга» открылись Дни Испании: выставка одного из величайших испанских художников - "Диего Веласкес". В рамках презентации новой выставки народную и авторскую испанскую музыку исполнили юные таланты: ансамбль флейтистов "Дольче" (руководитель - заслуженный работник культуры России и Чувашии Анжела Сидорова) и дуэт гитаристов - студентов музыкального факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Темпераментные мелодии наполнили весь зал атмосферой другой страны и помогли всем присутствующим почувствовать непередаваемый до конца словами образ, имя которому - Испания.
Если музыка захватывает мгновенно, то живопись постигается постепенно, и каждый раз на новом уровне. Что первое привлекает зрителей в творениях Диего Веласкеса? Пожалуй, приметы жизни и мировоззрения 17 века. Это и гуманистическая атмосфера его родной Севильи, где был воспитан талант художника (на выставке в "Радуге" из ранних произведений представлено "Поклонение волхвов"). Это мрачноватое великолепие мадридского двора, любимым мастером которого очень быстро стал молодой Веласкес (показательны блистательные портреты двух королев Испании того столетия - Изабеллы Бурбонской и Марианны Австрийской). Это желание увидеть сильного и мудрого правителя во главе утрачивающей свою мощь империи ("Аллегорический портрет Филиппа IV" представляет этот идеал во всем великолепии).
Более вдумчивый взгляд раскрывает национальные испанские черты в живописи Веласкеса, узнаваемые в любом веке. Одновременно обостренное и тонкое чувство чести, преобразившее даже античный миф ("Кузница Вулкана"); идеал испанской красоты (и в реалистичном "Портрете молодой дамы", и в мистически-возвышенных полотнах о Мадонне); какое-то особенное благородство, и страстное, и сдержанное, которое Веласкес мог выразить в гамме аристократического черного цвета.
Зрители на выставке с нескрываемым интересом обращались к каждой работе живописца, среди которых нет ни одной "средней". Высшая ценность в картинах Диего Веласкеса, объединяющая все его произведения, может быть выражена простыми словами: "Красота во всем".
Картина «Менины», бриллиант мадридской коллекции, дает достаточно полный «социальный» срез королевского двора. В просторном зале Алькасара работает сам великий художник. Его посетила маленькая инфанта Маргарита в сопровождении фрейлин-«менинас» и придворных карликов, стоящих у окна. Из полумрака выступают друзья и гвардадамас - придворный, также обязанный везде сопровождать инфанту. На заднем плане в зеркале отражают Филипп IV и Мариаанна Австрийская. Рука Веласкеса никогда не опустит кисть на этом холсте. И все герои картины будут вечно оживать благодаря его мастерству.
Новейшие музейные технологии позволяют на одной выставке собрать картины, хранящиеся в разных музеях мира. Посетители "Радуги" словно переходят из Прадо в Музей изящных искусств Валенсии, потом в Бостонский Музей изящных искусств - и завершают путешествие в Национальной галерее в Лондоне. Именно здесь находится прославленная "Венера перед зеркалом".
Прославлять красоту обнаженного женского тела в стране инквизиции было делом в высшей степени непривычным и рискованным, поэтому картина была создана в Италии. Однако Венера воплощает испанский идеал женской красоты. Богиня показана спиной к зрителю, а ее лицо можно видеть только в зеркале. Телесная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну внутренней красоты зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении.