31 января в музее имени Н.К.Рериха состоялся вечер памяти Святослава Николаевича Рериха. С именем Святослава Рериха в музее связано всё. Исполняя волю родителей, младший сын Рерихов сделал все возможное, чтобы передать бесценное наследие на Родину и организовать общественный музей. «Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее», − писал он в знаменитой статье «Медлить нельзя!»
Вечер памяти совпал с «реальным конкретным делом», только что завершенным коллективом музея – выпуском второго тома каталога живописи и рисунка членов семьи Рерихов. Именно поэтому вечер памяти одновременно стал и презентацией серьезного научного издания в области искусствоведения.
Первый вице-президент МЦР, Генеральный директор музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова была другом семьи Святослава Рериха на протяжении многих лет, и вечер памяти для нее − это своеобразный отчет о том, как сохраняется наследие Рерихов, какие проблемы еще должны быть решены и что предпринимает Международный Центр Рерихов в этом направлении.
Президент МЦР профессор Алексей Владимирович Постников в своем выступлении особое внимание уделил выпуску второго тома каталога, выразил восхищение качеством издания и полнотой представленной в нем информации.
Выступление Президента государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алисы Ивановны Аксеновой Президент государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алиса Ивановна Аксенова рассказала о своем открытии мира Рерихов, которое состоялось почти 50 лет назад. Музей имени Н.К.Рериха и Владимиро-Суздальский музей на протяжении многих лет поддерживают дружеские отношения. И директору первого всегда есть что сказать директору второго. Это и хозяйственные проблемы, и творческие, и выстраивание отношений с чиновниками разного уровня. «Но все мои битвы совсем другого масштаба», − заметила Алиса Ивановна и напомнила собравшимся, что на примере Л.В.Шапошниковой можно убедиться, что личность в истории значит очень много.
А.И.Аксенова подарила музею «Улитку на склоне», изготовленную стеклодувами Гусь-Хрустального. Без всяких сомнений, эта «улитка» фантастов Стругацких: на ее панцире − звездный дождь. Философская притча о сосуществании двух миров, цивилизаций может являться художественным образом обыденности и возвышенного.
Директор выставочного зала «Творчество», председатель ассоциации профессиональных галеристов Григорий Николаевич Гинзбург предложил участникам вечера вспомнить картину Николая Рериха «Приказ Учителя», которая в день его ухода из жизни стояла на мольберте. Учитель отдаёт приказ отлетающему белому орлу. И приказ будет выполнен! Его завет исполняется такими подвижниками, как Людмила Васильевна Шапошникова и ее соратники. Очередным подтверждением является издание второго тома каталога.
Г.Н.Гинзбург уверен, что каталог может быть номинирован в самых различных книжных конкурсах, потому что его архитектоника и полиграфическое качество на самом высоком уровне.
Выступает искусствовед-эксперт Государственной Третьяковской галереи Иоланта Евгеньевна Ломизе Искусствовед-эксперт Государственной Третьяковской галереи Иоланта Евгеньевна Ломизе поздравила коллектив с окончанием огромной работы. «Чрезвычайно интересен крошечный отдел «Произведения членов семьи Рерихов, − отметила она, − в нем всего два графических листа, но какой горизонт для будущих исследований!» И.Е. Ломизе предложила коллективу авторов отдельно издать комментарии каталога, так как они «достойны оказаться под одной обложкой».
Заместитель генерального директора по научной деятельности музея имени А.А.Бахрушина Светлана Викторовна Семиколенова передала от коллег самые лучшие пожелание коллективу. Музей Бахрушина причастен к творчеству Рерихов, где хранятся работы театрального периода. «Мы – маленькая часть огромной планеты, имя которой творчество семьи Рерихов». С.В.Семиколенова обозначила одну из главных бед музейного дела – это распыленность фондов. Издание настоящего каталога может быть отправной точкой в новом проекте – создание подобного справочника по всем музеям.
Хранитель отдела русской живописи Государственной Третьяковской галереи Татьяна Михайловна Левина также отметила важность создания каталога. «Музей без каталога – еще не музей». Она поздравила коллег с завершением огромной работы.
Доцент кафедры журналистики Московского государственного университета культуры и искусств, руководитель отдела мультимедийного портала МЦР Наталья Георгиевна Войченко напомнила о презентации первого тома каталога, остановилась на его структуре, отметила совершенные в процессе работы искусствоведческие открытия: выявление первоначальных авторских названий картин Н.К.Рериха, идентификацию картин 1942, 1944, 1945 гг. из собрания Государственного художественного музея Новосибирска, введение термина «авторский код произведений Н.К.Рериха».
Заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, доктор философских наук, профессор Виктор Васильевич Фролов в своем выступлении подчеркнул неслучайное появление этого научного труда с точки зрения Живой Этики.
Вечер памяти Святослава Николаевича Рериха завершился демонстрацией обрядовых индийских танцев, которые вызвали восхищение публики.