8 февраля в Галерее д’Арте-Модерна Палаццо Питти (Флоренция, Италия) открывается выставка «От иконы до Малевича. Шедевры русского Музея». На экспозиции будет представлено 40 произведений живописи XVI-ХХ веков из коллекции Государственного Русского музея, отражающих основные этапы и особенности развития русского искусства от иконописи до авангарда. Выставка посвящена Году русской культуры и русского языка в Италии.
Русская иконопись достаточно хорошо известна европейскому зрителю, поэтому в состав экспозиции включена лишь одна икона – «Спас Вседержитель на троне, в Силах» XVI века. Гораздо менее знакомо европейцам светское искусство России XVIII века. Представленные на выставке картины Ивана и Романа Никитиных демонстрируют, как сложно давался живописцам переход к европейскому типу изображения.
В XVIII – начале XIX века русская культура была ориентирована на европейскую: в России работали иностранные архитекторы, живописцы, скульпторы, а русские художники учились за рубежом. Особенно тесными были связи с Италией. Многие русские живописцы и скульпторы жили там, совершенствуясь в мастерстве. Это и Карл Брюллов, и Орест Кипренский, и Сильвестр Щедрин. Италия предоставляла им творческую свободу, которой в то время у них не было в России.
В состав выставки из произведений первой половины XIX века включены как те, которые были созданы до отъезда в Италию (Кипренский «Портрет Е.В. Давыдова»), так и те, что созданы во время пребывания в этой стране (Кипренский «Портрет Е.С. Авдулиной»; Брюллов «Итальянский полдень»), а также по возвращении в Россию (Брюллов «Портрет Е.П. Салтыковой»; «Портрет А.К. Толстого в юности»).
В начале XIX века, помимо художников романтического направления, прошедших школу европейского искусства, были и те, кто стремился к отражению в искусстве окружающей действительности. На экспозиции представлены произведения Алексея Венецианова и его последователей Григория Сороки и Никифора Крылова.
Во второй половине XIX века многие художники - Иван Шишкин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Илья Репин - обращались в своем творчестве к национальной истории, природе России, образам современников. На выставке представлен ряд их произведений.
На рубеже XIX-XX столетий в русском искусстве утверждается многообразие стилей и направлений. На примере трех художников - Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и Валентина Серова - можно увидеть творческие искания мастеров живописи этой эпохи.
Первые два десятилетия ХХ века – период созревания и развития русского авангарда. Неопримитивизм Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, экспрессионизм Василия Кандинского, аналитическое искусство Павла Филонова - произведения, отражающие все грани русского авангарда представлены на экспозиции.
Завершает выставку «Автопортрет» (1933) Казимира Малевича. В этом произведении нашло отражение восхищение Малевича эпохой итальянского Ренессанса, выдающиеся мастера которого жили и творили во Флоренции.
Выставка проходит при поддержке компании Morgan Stanley