Иван Яковлевич Трашутин (1906 – 1986) родился в рабочем поселке Горловка Екатеринославской губернии (ныне город в Донецкой области Украины). Семья бедствовала, из семерых детей пятеро умерли, и в 1914 году родители решили перебраться в Харьков. Там отец И. Трашутина – Яков Игнатьевич – поступил на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). Весной 1918 года Яков Трашутин добровольцем ушел в Красную Армию и оставшемуся за старшего 12-летнему Ивану пришлось начать трудовую деятельность. Он поступил на ХПЗ, работал рассыльным, подручным слесаря, а затем слесарем на сборке двигателей в тепловом цехе.
В 1922 – 1925 годах И.Я. Трашутин учится на рабфаке, в 1925 году поступает на механический факультет Харьковского технологического института. С дипломом инженера-механика в 1930 году возвращается на ХПЗ инженером-конструктором в отдел тепловых двигателей.
В 1931 году изучившего английский язык И. Трашутина направляют в США, в Массачусетский технологический институт. Там каждый день заполнен до отказа: учеба, работа в библиотеках, поездки на заводы, в лаборатории. Во время летних каникул Трашутин – контролер по приемке у американских фирм оборудования для строящегося в СССР Челябинского тракторного завода. В конце 1933 года Иван Яковлевич успешно защищает диссертацию и возвращается на ХПЗ со степенью магистра.
Назначен на должность старшего инженера-конструктора дизельного отдела. В этом в апреле 1933 года собран и прошел стендовые испытания первый в мире танковый дизель большой мощности, получивший название БД-2.
В начале 1937 года Трашутин назначен помощником начальника дизельного отдела по опытным работам, активно участвует в испытаниях и доводке конструкции дизеля БД-2. К этому времени ХПЗ получил новое наименование – завод № 183. Изменилось и название дизеля: БД-2 получил литерное обозначение В-2 («В» – литера присваиваемая изделиям дизельного отдела завода № 183).
В начале 1939 года дизельное производство было выделено из состава завода № 183 в самостоятельный государственный союзный завод № 75. В образованном управлении главного конструктора Иван Яковлевич возглавил СКБ по конструкторскому обеспечению серийного производства дизеля В-2.
В первые месяцы Великой Отечественной войны И.Я. Трашутин успешно участвует в наращивании выпуска дизелей В-2 в соответствии с мобилизационным планом, за что в сентябре 1941 года награжден орденом Ленина.
Осенью 1941 года завод № 75 эвакуирован их Харькова в Челябинск. Там на базе харьковского завода, ленинградского Кировского завода и местного тракторного завода создан мощный танкостроительный комбинат – Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), известный в годы Великой Отечественной войны под названием «Танкоград». С октября 1941 года И.Я. Трашутин – главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро СКБ-75, которое он возглавлял в течение 40 последующих лет.
Через 35 дней с момента прибытия в Челябинск первого эшелона с оборудованием их Харькова был собран первый уральский дизель В-2! В июне 1942 года И.Я. Трашутин награжден орденом Красной Звезды.
В начале 1943 года в возглавляемом И.Я. Трашутиным СКБ-75 создан дизель В2-ИС для нового тяжелого танка ИС. От дизеля В-2 он отличался улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью. Последней модификацией дизеля В-2 в годы войны стал дизель В11–ИСЗ для нового тяжелого танка ИС-3.
В январе 1945 года главному конструктору по моторостроению И.Я. Трашутину присвоено воинское звание инженер-полковник, в апреле 1945 года Иван Яковлевич награжден орденом Ленина, а в январе 1946 года он стал лауреатом Сталинской премии.
В первые послевоенные годы под руководством И.Я. Трашутина были созданы двигатели В-54 и В-55 для средних танков Т-54 и Т-55, а также двигатель КДМ-46 для трактора С-80 («Сталинец-80»). Впоследствии разработаны и поставлены на серийное производство тракторные двигатели КДМ-100 и 6КДМ-50.
Дизели В-2 широко применялись в народном хозяйстве СССР, изготавливались по лицензии в зарубежных странах. В 1950-х годах на базе дизеля В-2 по инициативе И.Я. Трашутина были разработаны дизель В-404С для антарктического вездехода «Харьковчанка» и дизель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250.
В феврале 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения И.Я. Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Во второй половине 1960-х годов КБ Трашутина первым в стране приступило к работам по созданию турбопоршневого дизеля для боевых машин. Венцом инженерного и организаторского таланта И.Я. Трашутина стала разработка нового поколения многотопливных двигателей В-46 с наддувом от приводного нагнетателя для основного танка Т-72 и модернизированных танков Т-55АМ, Т-62М и других машин. Двигатели, разработанные под руководством Ивана Яковлевича, нашли применение более чем в 70 типах боевых машин!
В ноябре 1974 года – «За создание и внедрение образцов мощных многотопливных дизелей с применением наддува» – И.Я. Трашутину присуждена вторая Государственная премия СССР. В январе 1976 года за выдающийся вклад в обороноспособность страны Иван Яковлевич повторно удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В июне 1983 года в Тракторозаводском районе Челябинска установлен бюст И.Я. Трашутина. Его имя еще при жизни стало неотъемлемой частью славы нашего Отечества, вошло в историю.
Выставка к 105-летию Ивана Яковлевича Трашутина расположена в постоянно действующей экспозиции «Сердце танка» на первом этаже музейного комплекса. Посетители могут познакомиться с подробной биографией И.Я. Трашутина, с уникальными документами по истории создания дизеля В-2. Здесь же представлен дизель типа В-2, который работал в танке Т-34-85 в девяностые годы ХХ века.