28 января 2011 года в Государственном музее Востока (Никитский бульвар, 12-А) открывается в 17:00 выставка «Паломники в страну Востока», представляющая произведения российских художников XX-XXI вв. из собрания Музея Востока и частных коллекций.
Экспозиция является продолжением одного из главных направлений выставочной деятельности музея, начатого еще в 1960-70-е годы. Здесь представлены живописные и графические работы хорошо известных или менее знакомых широкому зрителю российских художников, работавших в период с начала 1920-х годов по наши дни: от А.Шевченко и Н.Удальцовой до А.Каменского, И.Старженецкой, Б.Бомштейна, Л.Саксонова и более молодых мастеров – Т.Ян, Л.Жухавичер, М.Яхилевича. Всего на выставке представлено 104-е произведения 17 авторов. Все они создавали образы «советского Востока», включая Крым, Кавказ, Среднюю Азию, Алтай, Маньчжурию, Монголию, а также Ближнего Востока – турецкой Каппадокии, Египта и Израиля, реализуя свою творческую индивидуальность и вдохновляясь восточной природой и культурой, непохожей на европейскую и, одновременно, являющейся во многом ее истоком.
На выставке можно увидеть романтичные и при этом по-сезанновски «бытийственные» образы Батума, созданные в начале 1930-х А.Шевченко, а также гуаши Л.Бакулиной, передающие кипящую в те годы жизнь этого города, монументально-эпические, несмотря на небольшие размеры, графические композиции М.Гайдукевича, созданные на протяжении 1920-х годов. Монументальные панно и более камерные живописные полотна и графические листы А.Чиркова и О.Соколовой. Глубокие по образному содержанию среднеазиатские виды А.Рыбникова. Произведения В.Волкова и Е.Кравченко, уроженцев Средней Азии, органично соединяющих в своей стилистике Восток и Запад. Рисунки А.Каменского с присущим ему ощущением «большой формы». Масштабные полотна И.Старженецкой и Т.Ян, сближающие в своих образах временное и вечное, далекое прошлое и настоящее.
Выставка вносит яркие штрихи в историю российского ориентализма с первых десятилетий XX века до нашего времени, позволяет проследить его стилевую и образую эволюцию и, при этом, еще раз демонстрирует извечную способность искусства не разделять, а соединить народы.