С 14 января 2011 г. в Радищевском музее по адресу: ул. Радищева, 39, работает выставка фарфоровых произведений из собрания музея под названием "Фарфор старинный, хрупкий, звонкий… История фарфорового производства". Эта выставка – вторая в серии дидактических выставок декоративно-прикладного искусства, рассчитанных на самый широкий круг посетителей.
В экспозиции можно увидеть образцы основных минералов, из которых составляется фарфоровая масса, и заводскими формами для отливки фарфора. Представленные на выставке произведения поступили в коллекцию в разное время и из разных источников: от основателя музея А.П. Боголюбова, из Государственного музейного фонда, из различных частных коллекций.
Фарфор – это один из видов керамики, и часть экспозиции посвящена таким предшественникам фарфора, как терракота, каменная керамика, майолика и фаянс. Полуторатысячелетняя история фарфора начинается на его родине, в Китае. Китайский и японский фарфор XVIII-XIX вв. продолжает экспозицию. Не зная секрета фарфоровой массы, европейцы пытались подражать ему: голландский фаянс Дельфта, белое молочное стекло с эмалевой росписью, французский мягкий фарфор Севрской королевской мануфактуры характеризуют период поиска рецепта "настоящего", твёрдого фарфора.
Твёрдый фарфор в Европе начал производиться с 1710 г. в саксонском городе Майсене.
В 1718 г. открывается второй по времени возникновения завод в Вене. В середине XIX в. по желанию прусского короля была основана одна из самых известных фарфоровых мануфактур в Берлине. Во второй половине XVIII- нач. XIX в. в Германии возникает множество частных заводов в Хёхсте, Франкентале, Фолькштедте-Рудольштадте, Валлендорфе…
Во Франции с 1768 г. Севрская королевская мануфактура также переходит на твёрдый фарфор, а с конца XVIII в. в Париже и его окрестностях открываются десятки частных заводов, составивших сильную конкуренцию королевской мануфактуре.
Первый фарфоровый завод в России был оcнован в 1744 г. при Елизавете Петровне. Это знаменитый Императорский фарфоровый завод. ИФЗ, как и его предшественники, заводы в Майсене и Севре, выпускал эталонный фарфор, всегда отличающийся высоким художественным вкусом. Со второй половины XVIII в. в России возникают частные фарфоровые заводы, ориентированные на вкусы не только высших слоёв общества, но и купечества, мещанства и зажиточных крестьян.
Петрова Виктория, хранитель коллекции фарфора