В конце ноября 2010 года в Саратовском государственном художественном музее состоялся реставрационный совет. На нем два санкт-петербургских реставратора – Ольга Сергеевна Темерина и Ирина Сергеевна Белякова – представляли результаты своей работы – реставрацию пастели Карла Вильгельма Барду "Портрет Е. А. Боратынского" 1810-х годов.
Графический портрет был сильно поврежден еще в середине 1950-х годов, и в связи с этим не экспонировался. В ряду его повреждений – затеки по лицу и фону, нарушение сцепления грунта с холстом и пигмента с грунтом. Это связано с тем, что пастель в целом – техника недолговечная и утраты на ней очень тяжело восстанавливать. Реставраторам приходилась справляться с целыми фрагментами утрат слоя пастели.
Работа была в полном смысле слова ювелирная. На растяжке, путем увлажнения основы были постепенно восстановлены связи с грунтом и холстом. Это была долгая и методичная работа: холст натягивался на подрамник, и его продолжали осторожно продолжали тонировать, при этом особую сложность представляла тонировка лица. Реставрационный прием оказался успешным: лицо поэта было полностью восстановлено. "Портрет Е. А. Боратынского" работы К. В. Барду был вмонтирован в раму, которая была отреставрирована в музее. Рама, представляющая собой фактически одно целое с портретом (портрет в полном смысле слова запаян в ней) была почищена, а сколы на ней восстановлены.
Были даны рекомендации по хранению, напрямую связанные с техникой пастели, которой присуща высокая сыпучесть: необходимо соблюдать температурно-влажностный режим и хранить только в горизонтальном состоянии, дабы работа не соприкасалась со стеклом.
Сложная скрупулезная работа была полностью выполнена в соответствии с техническим заданием.
Любое произведение искусства – это целый мир, о котором исследователь может говорить бесконечно. Оно включает эпоху, стиль, время написания работы, биографию художника, и если произведение искусства – портрет, то и личность и составляющие биографии изображенного лица. Но оно еще и целый мир по своей вещественной природе, в которую входят материал, на котором написано произведение, техника, особенности грунта, особенности тона и многое другое – вплоть до рамы.
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"