Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства по результатам конкурса, проведенного в 2009 году.
В залах Вологодской областной картинной галереи с 10 ноября по 12 декабря 2010 года представлена уникальная историко-художественная музейно-реставрационная выставка «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера конца XIV - начала XXI века. Новые открытия российских реставраторов». Организатором выставки совместно с областной картинной галереей выступает Вологодский филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, 25-летие которго отмечалось в этом году. Художественно-реставрационная выставка объединяет в стенах галереи произведения из наиболее крупных музейных собраний Северо-Западного региона России, среди которых коллекции музеев-заповедников Кириллова, Вологды и Великого Устюга, музейных объединений Архангельска, Череповца и Тотьмы, уникальные и редкие работы русских и западноевропейских мастеров из Вологодской областной картинной галереи, муниципальных музеев Вытегры, Устюжны, Устья Кубенского, успешная экспозиционно-выставочная и научная деятельность которых напрямую зависит от вдумчивой и кропотливой работы современных реставраторов.
Среди наиболее ранних произведений, представленных на выставке, предметы женских украшений – перстень, подвески, антропоморфная фибула I-II веков до нашей эры, найденные в процессе археологических раскопок в Вологде. Из тех же источников происходит и меч, датированный XI – XII веками. Значительную часть экспозиции юбилейной выставки Вологодского филиала ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря занимают уникальные образцы древнерусской живописи от выносных, праздничных образов до храмовых, местночтимых икон, находившихся в свое время в иконостасах церквей и монастырей Русского Севера. К концу XIV и началу XVI века относятся иконы с изображением Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси, из собраний Череповецкого музейного объединения и Вологодского музея-заповедника. Редкой житийной иконографией отличается храмовый образ вологодского святого Александра Куштского XVII столетия из Усть-Кубинского краеведческого музея. Своеобразным списком с чудотворной иконы, спасшей Вологду от моровой язвы в 1655 году и особо почитаемой в нашем городе, является икона «Христос Вседержитель с вологодскими чудотворцами в молении» 1778 года, отреставрированная в Вологде и привезенная на выставку из Архангельска. В экспозиции выставки зрители смогут увидеть оригинальные образцы северного лицевого шитья, редкие экземпляры старопечатных книг XVII века и гравированных святцев, иллюминированных акварелью XVIII – первой половины XIX столетий, миниатюрные образки и предметы церковной старины, выполненные в техниках резьбы по дереву и кости, медного литья с цветными эмалевыми вставками. Рядом с культовыми памятниками соседствуют предметы народного ткачества и вышивки XVIII и XIX веков, среди которых выделяются атрибуты крестьянской и городской праздничной женской одежды, нарядные свадебные полотенца с оригинальным вышитым декором, передававшиеся в семьях в прошлом из поколения в поколение. Редким примером высокопрофессиональной деревянной резьбы с золочением, получившей широкое распространение в Вологодском крае с XVIII столетия, может служить деревянный резной декор дарохранительницы с живописью В. Л. Боровиковского из собрания областной картинной галереи. Этот уникальный памятник, описанный известными исследователями Г. К. Лукомским в книге «Вологда в ее старине» и И. В. Евдокимовым в труде «Север в истории русского искусства», долгое время находился в экспозиции галереи как бы в «разобранном» состоянии. И лишь на этой выставке зрители впервые за долгие годы смогут увидеть дарохранительницу такой, какой встречали ее прихожане Успенской Семигородней пустыни в XIX - начале ХХ века, украшенной богатым деревянным резным декором.
В коллекции каждого из музеев нашей области, участвующего в этом научно-творческом проекте, есть свои раритеты. К подобным произведениям без сомнения можно отнести лиричный пейзаж «Опушка леса» великого русского художника И. И. Шишкина, принадлежащий собранию Череповецкого музейного объединения. Из той же коллекции на выставке представлено живописное полотно «Двор» К. Я. Крыжицкого, одного из ведущих пейзажистов второй половины XIX столетия, в свое время соперничавшего по популярности у публики с самим Шишкиным. Высоким профессионализмом исполнения и уникальной цельностью отличается гравированный альбом XVII века «Портреты художников итальянского Возрождения» из коллекции областной картинной галереи. Выполненный итальянскими мастерами, он представляет собой единый цикл иллюстраций к популярнейшей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» известного исследователя эпохи Ренессанса Джорджо Вазари, жившего и работавшего в XVI столетии. Многие из произведений живописи и графики, восстановленные вологодскими реставраторами, еще ждут серьезных искусствоведческих исследований и открытий. Так огромный интерес вызывают памятники, бытование которых связано с Вологодской землей. Из старых усадебных коллекций, дворянских и купеческих особняков происходят произведения, чаще всего, анонимных русских художников XVIII – XIX столетий, работавших в Вологодской губернии. К таким произведениям можно отнести камерные мужские и женские портреты представителей разных социальных групп и сословий из коллекций Вологодского музея-заповедника, Устюженского краеведческого музея. Отдельную группу составляют произведения, украшавшие некогда дома жителей городов Вологодчины. Купцы Вытегры привозили из дальних путешествий картины европейских художников. Вологодские и череповецкие любители живописи заказывали копии местным мастерам с понравившихся им произведений столичных коллекций. Примером тому может служить «Женский портрет» неизвестного художника XIX века из Череповецкого музейного объединения. Композиционно и стилистически он подобен необычному подписному произведению «Портрет молодой женщины в костюме принцессы Граниды», хранящемуся в фондах областной картинной галереи. Известно, что автор его, вологодский художник первой половины XIX века В. Платонов, копировал работу голландского мастера XVII столетия П. Морельсе из собрания Императорского Эрмитажа. И вполне вероятно, что он сделал на заказ не одну, а несколько копий, и череповецкое полотно также принадлежит его кисти. Одна из ярких страниц культурной жизни Вологды начала ХХ века связана с работой Вологодского художественного техникума, среди выпускников которого в 1923 году была молодая художница В. И. Котова. Ее эмоциональные живописные натюрморты из собрания Вологодского музея-заповедника демонстрируют новаторские художественные пристрастия тогдашней творческой молодежи.
Организаторы выставки уверены, что необычных творческих, научных открытий в экспозиции представлено достаточно много. И, подобно предыдущим музейно-реставрационным проектам, выставка 2010 года, подготовленная на основе гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, станет самым серьезным творческим отчетом вологодских реставраторов, искусствоведов и музейщиков в деле сохранения и приумножения культурного наследия нашей страны.