С 30 октября 2010 года по 5 февраля 2011 года в Сахалинском государственном областном художественном музее ( г. Южно- Сахалинск) будет представлена выставка из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Искусство земли Владимирской».
Современное искусство земли Владимирской имеет глубокие исторические корни. Здесь, в самом центре России, закладывались основы русской государственности и культуры. Талантом многих поколений создавались белокаменные храмы, древние летописи, художественное наследие ювелиров,кузнецов, живописцев…
Более 400 тысяч единиц хранения насчитывает коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На выставке будет представлено 114 экспонатов из фондов музея. Особая его гордость – предметы декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами владимирской земли.
Стекло Гусь-Хрустального столь же знаменито, как стекло Мурано в Италии и Баккара во Франции. Блистательная история «русской стекольной империи» началась в 1756 году, когда в Мещеру приехал промышленник Аким Мальцов и решил построить на речке Гусь завод «огнедышащий», который в будущем дал и название новому городу – Гусь-Хрустальный. Скоро о гусевских мастерах узнали во всем мире, мальцовских умельцев ставили в пример.
Традиции старых мастеров стекла бережно сохраняют и развивают современные художники. У каждого из них свой неповторимый почерк. В.С.Муратов Е.И. Рогов, Р.Н. Аксенов, В.И Касаткин, О.И. Козлова, С.Е. Невиницын, А.С.Курилов – отнюдь не только фамилии "местного значения", но имена-легенды всего отечественного стеклоделия.
Огромный вклад в мировую художественную культуру внес действительный член Академии Художеств России, народный художник РФ, лауреат Государственной премии им. И. Репина, В.С.Муратов. Он обогатил стекло Гусь-Хрустального гутной скульптурой (это одна из самых сложных техник в стеклоделии), впервые соединив народные традиции с подлинным профессионализмом. Представленная на выставке декоративная пластика «Море» создает образ морской воды со сверкающими бликами солнечных лучей на поверхности. Декор из заключенных в толще стекла цветных стеклянных нитей образует эффектную оптическую и цветовую игру, которая заполняет весь внутренний объем скульптуры, создавая почти материальное ощущение заполненности его водой. Работа выполнена в единственном экземпляре и относится к числу самых удачных произведений автора.
Декоративная композиция «Острова» художника С.Е. Невиницына (1990 г.) состоит из трех ваз, изготовленных из сульфидного стекла, создающего имитацию фарфора, в сложной технике накладного стекла. Декоративный эффект растрескивания поверхности – «кракле» достигается за счет обработки горячего изделия струей холодной воды.
Композиция «Ромашковый луг» заслуженного художника России О.И. Козловой представляют собой скульптуры, также выполненные из сульфидного стекла с применением ручной техники горячего формования. Форма цветов образована приемом разрезания ручными ножницами края горячих скульптур. Композиция «Ромашковый луг» посвящена природе средней полосы России и создает ощущение праздника пробудившейся весенней природы.
Одним из уникальных центров русской культуры на древней земле близ Владимира и Суздаля является Мстера, где развивался старинный иконописный промысел. Здесь выполнялись заказы и для высокопоставленных особ царского двора, и для массового потребителя. Это были написанные под старину иконы. Распространением их занимались офени, которые со своим товаром доходили и до Дальнего Востока. В начале XX века иконный промысел пошел на спад.
После революции была освоена технология изготовления изделий из папье-маше. Взяв от иконописи особенности письма, мстерцы создали совершенно новое, самобытное искусство. Излюбленными мотивами росписи мастеров являются сюжеты сказок, былин, исторических событий. Лаковые шкатулки, пудреницы, ларцы получили признание на выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе…
На выставке представлены работы народных художников России Н.И. Шишакова, Л.А. Фомичева, заслуженных художников В.Н. Молодкина, Л.А. Демидовой, Е.Н. Зониной, П.И. Сосина.
Л.А. Фомичев изучал манеру письма древнерусских живописцев, чтобы использовать некоторые их приемы в своем творчестве. Произведения Л.А.Демидовой сродни русской песне, настолько они проникновенны и лиричны. Всегда выразительны и динамичны работы П.И.Сосина. Один из лучших пейзажистов в лаковой миниатюре Мстеры - Б.Н.Любомудров. Сегодня мстерские художники вновь обращаются к иконописной манере письма, возрождая древние традиции. Среди них - династия Молодкиных. На выставке представлена их пятичастная композиция «Владимиро-Суздальская Русь». Центральная часть полиптиха композиционно перекликается с иконописным сюжетом «Сошествие Святого Духа», но персонажами ее являются известные русские князья, внесшие заметный вклад в историю Владимиро-Суздальского княжества. На пластинах отражена архитектура, былинные герои и святые владимирской земли.
В своем творчестве миниатюристы тесно связаны с мастерами по металлу. Художественная работа по металлу известна во Мстере с XVIII века, когда в связи с развитием иконописного промысла возникли ризочеканные мастерские. По заказу иконописцев живописную икону стали оформлять чеканным по серебру или меди золоченым окладом, нередко использовались накладки и вставки с эмалью по скани. В 30-е гг. XX в. была создана артель по изготовлению металлической посуды, украшаемой гравировкой, позолотой, серебрением. Мастера реставрировали изделия из серебра для старинных коллекций, осваивали технику филиграни.
В середине XX века на художественной фабрике «Мстерский ювелир» оформилось новое направление в изготовлении изделий из мельхиора с чеканкой и гравировкой, а также филигранных изделий с серебрением и позолотой. Ажурная и накладная филигрань в них сочетается с рельефными штампованными клеймами. В 1980-е годы на промысле активно работали Н.Н. Иванов, Н.Н. Муромкина, М.В. Антоновская, Н.И. Кочетова. Они не только создали оригинальные художественные филигранные серебряные и золоченые изделия, но и сделали попытку возродить старинные методы художественной обработки металла. Мстерский стиль филигранных изделий вырабатывался десятилетиями: это тонкий растительный и геометрический орнамент, где каждая деталь подчеркивает форму изделия, а характерное узорочье придает ему национальный колорит. На выставке представлены изделия ведущих художников Мстеры, выполненных в 1950-1980-е годы, когда промысел был на подъеме.
Широко известна и мстерская художественная вышивка. Ее история насчитывает не одно столетие. В XVIII веке мастерицы вышивали по бархату и атласу золотом и серебром, украшали предметы церковных ритуалов: хоругви, плащаницы, покрова. Высокое мастерство мстерских вышивальщиц, традиционное и для монастырской вышивки, и для крестьянского быта, принесло им известность. К концу XIX века Мстера - известный центр по вышивке в технике «владимирского шва», «белой глади» и «русской глади». После революции, в 20-е годы XX века, была организована артель художественной вышивки. Вышивкой украшали столовое белье, покрывала, портьеры, женское легкое платье и мужские рубашки. В 30- е годы эти изделия в основном отправлялись на экспорт.
В 40-50-е годы в мстерскую вышивку приходят темы сказок, песен, жанровых сценок, продолжает развиваться и орнаментальное направление. Основной лейтмотив вышивки – образы природы. Морозный узор переходил с окна на полотенце или салфетку, поющие птицы декоративным узором украшали скатерти и столешницы. Мастерицы-вышивальщицы В.Н. Носкова, Т.М. Шульпина, З.П.Сенькова, обладающие ярким, самобытным талантом, внесли большой вклад в развитие мстерской вышивки в 1950-1970-е годы. В это время появляются оригинальные художественные композиции, возрождается старинная техника «владимирские швы», новыми приемами обогащается «белая гладь»: это ручная двусторонняя вышивка в пяльцах белыми нитями по белому тонкому полотну (маркизету, батисту).
«Владимирские швы» - это яркая, красочная вышивка шерстью, мулине, пасмой. Цвет ниток - красный, с небольшими вкраплениями синего, желтого, зеленого, с использованием разнообразных швов. В этот период возрождается и такой вид вышивки как – «русская гладь». Это вышивка по шерсти или плотному льну кручеными шерстяными нитками или мулине. Для 1990-х годов в мстерской вышивке характерен возврат к традиционному искусству. В этот период ярко проявился талант художниц Н.М.Котковой, Л.А. Ерофеевой.
Современное поколение художников Мстеры бережно хранит традиции мастерства. Свое отношение к миру они выражают образным, живописным языком, черпая вдохновение в красоте окружающей природы, задушевной русской песне, мудрой народной сказке, былине.
Владимирская земля – родина самобытной школы живописи: красочной, декоративной, жизнеутверждающей. Известнейшие владимирские живописцы это В.Юкин, К.Бритов, В.Кокурин. Владимирские художники, как живописцы, так и графики тяготеют к жанру пейзажа. Это и виды архитектурных памятников Владимира, Суздаля, Боголюбова, пейзажи среднерусской полосы. Произведения владимирских художников в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывают около 780 живописных работ и 1300 графических.
Любовь к жизни, к родной владимирской земле проходит через все творчество владимирских художников-графиков: В.И.Рузина, В.И. Шамаева, А.Н. Бочкина, А. Е. Денисова.
В.И Шамаев (1929 г.р.) - старейший график, мастер классической, реалистической школы акварели. Излюбленный жанр художника - архитектурный пейзаж.
Работы В.И.Рузина (1948 г.р.), представленные на выставке, входят в серию «Город», которая была задумана автором и начала воплощаться в конце 80-х годов. В этой серии художник воспевает красоту обыденного: в его поле зрения попадают не только величественные древние храмы, но и узкие, на первый взгляд неприметные, улочки старого города. Художник периодически возвращается к этой теме, продолжая работу и сегодня. Работы выполнены в технике цветного офорта.
Виртуозное владение различными печатными техниками отмечается в творчестве А.Е. Денисова 1947 г.р.). Работа «Вечер в Суздале» выполнена в технике мягкого лака, которая является одной из сложнейший разновидностей техники офорта. Его произведения отличаются лиричностью и тонкостью в исполнении.
Лаконичной манерой письма выделяется А.Н.Бочкин (1947-1989 гг.) - один из выдающихся владимирских графиков. В своем творчестве художник отдавал предпочтение технике линогравюры. Значительное место в творчестве художника занимает изображение архитектуры владимирской земли и тема повседневного труда сельских жителей края.
Сегодня о владимирских мастерах знают во всем мире. Их произведения выставлены в лучших художественных музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, а также в музеях и частных коллекциях за рубежом.
Всех одаривает ясным и приветливым светом красота владимирской земли, воплощенная в произведениях мастеров Владимира, Гусь-Хрустального, Мстеры.