2 ноября в 16.00 в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвящённая истории развития советской антиклерикальной графики 1910-1970-х гг. Основу экспозиции составят лучшие образцы советского агитационного плаката. Кроме того на выставке будут представлены популярные периодические издания, игрушки и многие другие предметы, раскрывающие приемы и методы антирелигиозной пропаганды Советского государства.
После Октябрьской революции 1917 г. к власти пришла партия большевиков, которая начала свою деятельность с полного разрушения старого порядка в России. В том числе активная борьба велась с религией и Церковью. В первые годы после революции антирелигиозная пропаганда была направлена главным образом против Православной церкви, т.к. православие имело статус государственной религии в Российской империи и являлось идеологической опорой русской монархии. Позже в сфере внимания антирелигиозников оказались практически все религиозные организации, независимо от их отношения к Советской власти.
Уже в 1918 г. появились первые советские агитационные плакаты, над созданием которых работали многие талантливые художники и поэты. Со временем за плакатом закрепилась функция одного из эффективнейших средств идеологического воздействия на народные массы в РСФСР. Популярности плаката как важнейшего средства агитационной работы способствовали их сравнительная дешевизна, простота изготовления, общедоступность художественного языка, а также способность быстро откликаться на текущие события. Именно этому жанру искусства в большей степени и посвящена настоящая выставка.
Пространство выставочного зала поделено на четыре тематических раздела. В первом из них экспонируются советские антиклерикальные плакаты периода Гражданской войны, в которых господствовала политическая, классовая тематика и отсутствовала открытая критика религии. В этом разделе можно увидеть плакаты известных художников В. Дэни («Буржуй, поп, кулак, Колчак», «Кулак, Врангель, буржуй», «На могиле контрреволюции», «Как попы народ обирают»), Д. Моора («Попы помогают капиталу и мешают рабочему. Прочь с дороги!», «Царские полки и Красная Армия», «Белогвардейцы и дезертир», «Казак! Тебя толкают на страшное, кровавое дело против трудового народа. Казак! Повороти коня и срази своего настоящего врага!», «Прежде – один с сошкой, семеро с ложкой. Теперь – кто не работает, тот не ест.», «Труд»), а также макеты агитвагонов эпохи Гражданской войны.
Другой раздел знакомит посетителей с антирелигиозной графикой 1920-х гг., которая отличалась от раннего плакатного искусства значительно бóльшим тематическим разнообразием. На страницах популярных в то время газеты и журнала «Безбожник», журнала «Безбожник у станка», представленных на выставке, помимо вопросов, касающихся политики и классовой борьбы, освещались вопросы взаимоотношения религии с наукой, дополняемые соответствующими сатирическими иллюстрациями – часто весьма грубыми. Кроме того в этом разделе выставки представлены плакаты А. Дейнеки («Сосуд дьявольский»), Д. Моора («Чудо в Кане Галилейской, или Откуда пошла самогонка», «Всемирный потоп», «Рисунок с изображением богов» и др.), картина Б. Смирнова «Антирелигиозная демонстрация у Иверской часовни в Москве в 1923 г.» и скульптуры Е. Токарева.
Важнейшей задачей антирелигиозного плакатного искусства 1930-х гг., как и газетно-журнальной графики, было прославление советского общественного строя, его достижений, и показ несовместимости социализма с религией. Эта тема широко раскрыта в третьем разделе выставки плакатами художников К. Вялова, Кукрыниксов, В. Дени, Д. Моора, А. Топикова, М. Черемных, и др.
В послевоенные годы в советской сатире, как и прежде, было распространено упрощенное объяснение религии как порождения корысти и обмана. Пропагандисты доказывали, что служители Церкви затягивают в свои сети людей, распространяют и укрепляют в сознании народа антинаучные идеи потому, что стремятся обеспечить свое материальное благополучие. Об этой странице истории рассказывается в разделе, посвященном советскому антирелигиозному плакату 1950–70-х гг. Помимо плакатов Ю. Трунева, В. Кюннапа, В. Меньшикова, здесь экспонируются деревянные панно В. Молоткина, В. Муратова, В. Накосова, А. Калиниченко с изображениями советских традиций и обрядов, которые должны были стать альтернативой религиозной обрядности.