На выставке представлено около 100 произведений, позволяющих проследить становление и развитие ювелирного искусства Урала за 50-летний период.
В 1961 году на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике (с 1972г. – СЮЗ) была организована первая творческая группа, занимавшаяся созданием новых образцов. В состав группы вошли мастера, оказавшие большое влияние на формирование уральской ювелирной школы: Б. Гладков, В. Храмцов, Л.Устьянцев. В 1970-е годы стали работать В. Комаров, М. Бабин, М. Лесик, позднее – В. Устюжанин, С. Пинчук. Традиционным «драгоценностям» они противопоставили авторское искусство, концепция которого перекликалась с не утратившим актуальность постулатом Коко Шанель – главное не ценность материала, а композиция, колорит, орнамент, т.е. – творчество.
Выставка состоит из двух условных разделов: ретроспективного и современного. Период 1960-х – 1980-х годов представлен произведениями мастеров из музейных фондов (Екатеринбургского и Нижнетагильского музеев изобразительных искусств, Музея истории камнерезного и ювелирного искусства г.Екатеринбурга) и частных собраний. Особенностью этих работ является формообразование на основе камня. Первоначально произведения строились на сочетании уральского минерала и традиционной скани (В.Комаров, М.Бабин), затем организующая роль отводится цветному камню, который «подсказывает» образ (В.Храмцов, Л.Устьянцев, В.Сочнев)
Произведения 1990-х – 2000-х годов по-прежнему ориентированы на образное решение, но диапазон используемых средств значительно расширен. Современное искусство отличается разнообразием стилевых направлений – от древнерусского до авангарда, многообразием форм и техник, чаще используются драгоценные металлы и граненые камни.
Понимание самоценности исходного материала и ассоциативно-образное мышление помогают уральским мастерам в малых формах ювелирной пластики передавать чувства и настроения (Л. Устьянцев. Гарнитур «Юбилейный»; В.Храмцов. Гарнитур «Театральные подмостки»; В. Устюжанин. Гарнитур «Литургия»; Т.Пинчук. Кольцо «Воплощение сна»), состояние природы (В. Сочнев. Браслет «Родники Урала»; Т. Ямалетдинов. Брошь «Первые звезды»; В. Хахалкин. Комплект «Тайны дна морского»), красоту флоры и фауны (И.Устьянцев. Гарнитур «Пробуждение»; Д. Богомазов. Кольцо «Опавший лист»; А.Бельская. Брошь «Не стреляйте в белых лебедей»).