Выставка «Художник. Мир и небеса» - пятая персональная выставка Михаила Барыкина, проходящая в стенах Библиотеки иностранной литературы. На выставке представлены скульптуры Михаила Барыкина, созданные в 2008–2010 годах. Источником вдохновения для мастера стали музыка и литература.
Литературную часть составляют работы, созданные по мотивам произведений русских классиков - Пушкина, Толстого, Чехова. В скульптуре «Дом с мезонином» передана атмосфера одной из самых поэтических повестей Чехова о несчастной любви: рядом с сидящей на скамейке Мисюсь стоит влюбленный художник, но в близости их предчувствуется скорое расставание и печаль по несбывшимся надеждам, которую Чехов вложил в заключительное восклицание повести «Мисюсь, где ты?» В работе «Анна Каренина» перед зрителем разворачивается сцена из первой части романа: Анна возвращается из Москвы в Петербург, к своей привычной жизни, на перроне ее встречает Алексей Александрович Каренин, но уже тенью следует за ними Вронский, и линия рельс слева от героев напоминает о печальной кончине героини. Литературные образы у Михаила Барыкина предстают в освобожденном от интерпретаций виде, лаконичность и завершенность обращает их в символы.
Нескольким работам скульптор дал названия в честь знаменитых музыкальных композиций. В этих работах, как и в скульптурах на литературные сюжеты, отражено настроение произведений. Покинутый юноша с грустью вспоминает о своей возлюбленной в работе «Yesterday». Музыкант наигрывает на саксофоне ставшую классической мелодию джаза «La petite fleur» («Маленький цветок»), и длинный шлейф звезды обнимает его и его слушательницу. Звезда становится, по-видимому, воплощением музыки и появляется в другой скульптурной группе «Блюз», изображающей трех танцующих девушек, ноги которых, словно под воздействием неведомой силы, отрываются от земли.
Работы, представленные на выставке, созданы в одном стилевом ключе и объединены техникой исполнения. Скульптор лепит основу из пластилина. Поразительное чувство фактуры позволяет выйти за рамки традиции использования одного материала и мастерски сочетать с пластилином проволоку, сетку, пластик, достигая при этом особой выразительности. Скульптуры покрыты белой водоэмульсионной краской. Белый цвет облегчает образы, лишает их телесности и реалистичности; этого же эффект Михаил Барыкин добивается также за счет предельного упрощения форм и отсутствия детализации. Выбор темы, ее осмысление и художественное решение возносит реализованные в скульптуре образы на уровень каких-то универсальных понятий. Эта одухотворённость и придаёт работам мастера ту художественную ценность, которой невозможно достичь одним лишь технически грамотным исполнением работы.