Вышел в свет первый том каталога выставки «Рериховский век», подготовленный сотрудниками Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов
В первом томе каталога представлены живопись и графика – всего 607 произведений из 50 музеев и 20 частных собраний 15 стран России и мира. Знакомство и погружение в художественный мир рериховских произведений, представленных в настоящем издании, может приблизить к пониманию особой роли русского искусства и России в грядущем тысячелетии. Отзывы, поступившие после выхода каталога, свидетельствуют о его «прорывном» значении в деле актуализации рериховского наследия, его научного и творческого освоения: «Каталог этот самое солидное, что в этой сфере по Рериху когда-либо выходило» (ГВИДО ТРЕПША, хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке).
Традиционно художественное наследие семьи Рерихов привлекает большое внимание почитателей во всех странах мира. Оно было широко представлено во всех тематических блоках выставки «Рериховский век». Именно поэтому авторы выделили его в отдельное издание – «"Рериховский век". Каталог выставки. Живопись и графика». Структура данного каталога охватывает почти всю специфику художественных занятий Рерихов: «Иконопись. Россия. XIX-XX вв.»; «Произведения западноевропейского искусства XVI-XIX вв. из собрания Н. К. Рериха»; «Произведения традиционного буддийского искусства XVII-XX вв., собранные Рерихами»; «Произведения традиционного индийского искусства XVIII-XX вв.»; «Семья Рерихов и художники их круга. Россия. XIX-XX вв. Живопись и графика». Каждый из этих разделов сопровождается тематическими статьями, справочными заметками об авторах конкретных работ и аннотациями о представленных произведениях.
Впервые наследие Рерихов-художников встроено в широкий контекст их времени и творческих интересов, что явилось важной особенностью выставки «Рериховский век». Авторы каталога постарались отразить это и в издании. Представлена семья Рерихов, упомянуты здесь и имена ближайших родственников Е. И. Рерих - С. С. Митусова, Л. С. Митусовой, которые сохранили наследие Рерихов в Петербурге, впоследствии ставшее основой для создания Петербургского Музея-института семьи Рерихов. Есть в каталоге работы «майцев», - соучеников старших и младших Рерихов по петербургской гимназии К. И. Мая. Рассказывается о наставниках Н. К. Рериха в искусстве, о соучениках художника по мастерской А. И. Куинджи в Императорской Академии художеств. Представлены работы художников-преподавателей Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н.К. Рерих. В каталоге нашлось место и для художников-космистов, последователей Рерихов. Показаны работы юного Ю. Н. Рериха, «открытые» исследователями лишь в недавнее время. Наиболее полно в каталоге представлено художественное наследие самого Николая Константиновича Рериха, - более 300 произведений всех периодов его жизни и творчества: археологические реконструкции, архитектурные проекты, декоративно-монументальное искусство, историзм, иконопись и эскизы церковных росписей, книжные и журнальные иллюстрации, импрессионистские мотивы, мифология народов мира, мозаика, образы Христа и христианских святых, образы учителей Востока, памятники старины, пейзаж, прикладное искусство, символизм, театрально-декорационное искусство, этнографические сюжеты и т. д.
Многие произведения представлены широкой публике впервые.
В каталог включены вступительные статьи:
Алексея Бондаренко и Владимира Мельникова: «Рериховский век. Петербург» (Вместо предисловия).
Людмилы Короткиной: «Человек необыкновенной судьбы. Евгений Маточкин. Семья Рерихов и художественная культура России XX в.»
Петра Мягкова: «Собрание западноевропейской живописи Николая Константиновича Рериха»
Юлии Елихиной: «Произведения буддийского искусства из коллекции Ю. Н. Рериха в собрании Государственного Эрмитажа»
Гвидо Трепша, Юрия Борисова: «Авторский список художественных произведений (картин) Н. К. Рериха за 1917-1924 гг. с параллельными данными из списка в монографии "Roerich. Himalaya" (1926) и перечня В. В. Соколовского (1978)».