C 15 октября по 15 ноября LAZAREV GALLERY представляет персональную выставку Олега Яковлева «Большое цветное наслаждение».
Олег Яковлев - один из наиболее интересных художников-абстракционистов второго авангарда. После участия в знаменитой московской выставке нонконформистов 1975 года, он живет и работает в Париже, активно участвует в престижных арт-проектах. Однако в России его работы можно увидеть только сборных музейных выставках, посвященных абстракционизму.
«Его искусство – это проявление совершенной свободы и тончайшего эстетизма. Олега Яковлева всегда интересовали простые формы. В его работах нет ни грамма излишней художественной шелухи. Жизненная легкость, которая присутствует в его восприятии мира, прочитывается в его произведениях. Ведь, чтобы сказать что-то очень сложное, иногда нужно посмотреть на это просто. Разноцветные, ярких локальных тонов, решетки, круги, извивающиеся параллельно друг другу линии, создают симметричные узоры, отражают полную внутреннюю свободу», - пишет о художнике арт-критик Юлия Лебедева.
Его полотна сегодня украшают дома французских коллекционеров. И совсем необязательно интерьеры для картин Яковлева должны быть современными. Истоки стиля, найденного художником, возможно, имеют происхождение от практики скорописи Анри Мишо, произошедшей от автоматического письма сюрреалистов. А такая живопись уместна как в обрамлении стекла и металла хай-тека, так и антикварных предметов. Неуловимая эмоциональность картин Яковлева, несмотря на то, что Вы видите всего лишь крестики кружочки и линии, делает его одним из самых интересных абстракционистов утерянной русской абстракции второй половины XX век
Сергей Хачатуров, искусствовед, отмечает, что «живопись Олега Яковлева убеждает очень хорошим качеством. Видна школа, воспитание, точный и умный глаз. Черные круги на черном холсте изыском тональной гармонии спорят с композициями выдающегося французского абстракциониста Пьера Сулажа».
«Есть тип художников, настаивающих на возможности визуализации иных реальностей, не связанных с окружающей действительностью, с наличной реальностью. Речь идёт о репрезентации внутреннего – психических процессов, матриц сознания, работы перцепции. Мне думается, Яковлев занят именно этим», – говорит Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея.
Яковлеву удалось найти и утвердить новое развитие супрематизма: супрематисты пользовались жесткой структурой линий, а Яковлев линиями играет как струнами - на его холстах линии завихляются, дрожат, извиваются и даже напоминают помехи на экране телевизора. За черной паутинкой может быть нарисован какой-нибудь цветной клубок. Сохраняя лаконичность в форме художественного высказывания, он добивается эмоционального содержания, оперируя линиями как музыкальным ритмом. Рисуя мастерски, не обязывает зрителя испытывать чувство неловкости в поисках глубинного смысла и отрицает необходимость сверхзадачи. Неуловимая эмоциональность картин Яковлева, несмотря на то, что Вы видите всего лишь крестики кружочки и линии, стратегия «мудрого дуракаваляния», делает его одним из самых интересных абстракционистов утерянной русской абстракции второй половины XX века.
Третьяковская галерея пробрела у Олега Яковлева несколько картин для экспозиции искусства второй половины ХХ века. Его работы представлены в Государственном Русском Музее и в самых значимых мировых коллекциях абстракционистов.
Текст: Марина Штагер, заместитель директора LAZAREV GALLERY