«КЛАССИКА АЛТАЙСКОГО ИСКУССТВА»
( из фондов музея посвященной 70 - летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России»)
30 сентября 2010г., в 15.00, в Государственном художественном музее Алтайского края открывается выставка «Классика алтайского искусства», посвященная 70-летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России». Союз художников Алтая прошел большой и непростой путь в своем развитии: от становления в далекие сороковые годы до общественного признания сегодняшнего дня. Значительную роль в поддержке и продвижении алтайского искусства всегда играл Художественный музей. И подтверждением тому является прекрасная коллекция алтайского искусства, собранная музеем более чем за полвека своего существования. Комплектование коллекции современного алтайского искусства - одна из приоритетных задач музея. Специалисты музея ведут поиск произведений художников, стоящих у истоков образования творческого союза, приобретают с персональных и групповых выставок живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства современных авторов. В своих многочисленных экспозициях музей воссоздает основные этапы развития профессионального искусства на Алтае.
Настоящая выставка «Классика алтайского искусства» знакомит нашего зрителя с произведениями алтайских художников, созданными в 1960-1980 годы. Мастера этого времени внесли большой вклад в укрепление и развитие традиций алтайского искусства, заложенных еще творчеством «первых художников Алтая» в самом начале ХХ века. Большинство работ алтайских художников Г.Ф. Борунова, М.Д. Ковешниковой, Ф.С. Торхова, А.К. Дерявского, П.Л. Миронова, С.И. Чернова, В.Ф. Добровольского, представленных на выставке, кажутся зрителю сегодня более злободневными и важными, чем в годы, когда они были созданы, потому что в них сохранены те духовно-нравственные позиции, та высокая профессиональная культура, те смелые новации живописных и пластических решений, которые в наши дни характеризуют художника-шестидесятника как состоявшееся явление истории отечественного искусства.
Особое место в экспозиции выставки, наряду с тематической картиной, портретом, натюрмортом, занимает пейзаж. Говоря о современном состоянии российской живописи, художественные критики уже на протяжении ряда лет отмечают, что современные пейзажисты стали чем-то вроде отдельного клана в искусстве, претендуя своим творчеством на положение центральной ветви на древе российской живописи, на истинно российское искусство. Алтайский пейзаж и алтайский пейзажный этюд – все семьдесят лет главные жанры в алтайской живописи. Работы художников М.Я. Будкеева, М.Ф. Жеребцова, С.И. Кашкарова, Д.Л. Комарова, П.С. Панарина, В.А. Зотеева, непревзойденных мастеров пленэрного этюда, стали не только подлинным украшением выставки, но и воплощением настоящей школы мастерства для живописцев следующих поколений: В.П. Марченко, А.П. Щетинина, А.В. Арестова, черпающих из нее, как из чистого родника, свое вдохновение и успешно представляющих алтайский пейзаж на республиканских выставках сегодня.
Яркую, самобытную картину в алтайском искусстве представляет творчество художников следующего поколения. Заявив о себе еще в конце шестидесятых годов, эти мастера, особенно в начальный период своего творчества, находились как бы в тени творческой активности своих старших товарищей по художническому цеху. Но вскоре лирически - личностное начало работ Ю.Е. Бралгина, П.Д. Джуры, И.С. Хайрулинова, Л.В. Рублевой, В.Ф. Рублева, Ю.Б. Кабанова, В.П. Туманова заставило обратить на себя внимание зрителя и критики. Обострение лирического начала совершается параллельно с растущей интеллектуализацией творчества. Признанными лидерами в алтайском искусстве той поры стали Л.Р. Цесюлевич и И.Р. Рудзите.
В произведениях алтайских «семидесятников», а к ним мы можем отнести художников, активно выступивших на авансцену алтайского искусства в конце 1970-х - начале 1980-х годов: В.Б. Терещенко, В.Ф. Проходу, М.А. Кульгачева, А.П. Ботева, есть общие поколенческие черты: метафоричность пластического языка, философская и даже религиозная окрашенность, индивидуалистичность творчества и в тоже время большая вписанность в общий контекст отечественного и мирового искусства, активно цитируемого ими. Художники Т.В. Ашкинази, В.Ф. Тимуш переносят на хост и бумагу свое раздумье о том, что такое художник, в чем суть его бытия, или поднимают изображение бытового мотива (С.Н. Осиночкин, В.А. Егошин) до широкого обобщения человеческого бытия. Богатство личностных человеческих аспектов, эстетическая многомерность, многообразие представлений о красоте - несомненные качества работ, представленных на выставке.
Выставка в Художественном музее, организованная к юбилею Союза художников, - это еще одна попытка сотрудников музея, изучая живой художественный материал, сделать некий выбор и некие выводы, расставить акценты в своей работе по подготовке большой постоянной экспозиции алтайского искусства XX – XXI веков в недалеком будущем.
Куратор выставки: Наталья Царева, ведущий научный сотрудник отдела Отечественного искусства XX-XXI веков ГХМАК.