С 12 по 22 августа в Елабужском государственном музее-заповеднике проходил V Международный арт-симпозиум «Дыхание эпоса», включенный в программу мероприятий ЮНЕСКО, посвящённых Году сближения культур. На симпозиум съехались более 30 живописцев и графиков из России, Шотландии, Индии, Беларуси, Египта, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Узбекистана. Среди них были такие выдающиеся художники современности, как Анатолий Аветян (Ереван), Рафаэль Кадыров (Уфа), Праски Витти (Чебоксары), Анна Силивончик (Минск).
Приезд каждого из них был не случаен, а обусловлен интересом к теме симпозиума – эпическому наследию народов, сохранившемуся чаще всего в различных литературных жанрах. В Елабуге художникам предстояло воплотить в живописные и графические образы дошедшие до наших дней эпические сказания, мифы, легенды, сказки и их героев. Многие в качестве сюжета для своих работ избрали эпос собственных национальностей или тех регионов, в которых они живут, - кельтский, славянский, индийский, финно-угорский, татарский, башкирский, бурятский, армянский, якутский, казахский, карело-финский, белорусский, мансийский и прочие.
Единственным исключением из этого правила оказался челнинский художник Юрий Свинин, который изобразил на двух своих полотнах мифологических героев Древней Греции – Персея и Андромеду, Орфея и Эвридику. Причем на последнюю, очень выразительную работу, его вдохновили двое других участников симпозиума – казанский художник Булат Гильванов и египтянка из Каира Меннаталлаха Хани Махмуд Сабри.
Четверо художников из дальнего зарубежья не владели русским языком, но свободно говорили на английском, поэтому рядом с ними попеременно находились двое переводчиков музея-заповедника. Однако к их услугам прибегали в основном тогда, когда требовался подробный и обстоятельный разговор. А в непосредственном общении чаще пользовались языком жестов, улыбок, объятий, рукопожатий и ограниченным запасом английских слов, сохранившихся со времен обучения в школе и институте, что никак не мешало взаимному пониманию.
Художники из Шотландии, Индии, Египта впервые приехали в далекую Россию, олицетворением которой для них стала по сути Елабуга. У каждого из них было свое представление о нашей стране. Так индус Шинод Аккара Парамбил из штата Керала, в котором сильно влияние коммунистов и где, по его словам, в каждом доме висит портрет Ленина, ехал чуть ли не в родные края. Он чувствовал себя в России абсолютно свободно и раскрепощено. С большой радостью фотографировался возле каждого из трех сохранившихся в городе памятников Ленину, а перед самым отъездом купил на открывшейся в Елабуге Всероссийской Спасской ярмарке буденовку с красной звездой.
В представлении Виктории Джейн Стоунбридж и Линн Беннет-МакКензи Россия еще во многом продолжала оставаться страной далекой от западной демократии, и они были просто поражены той свободой, которую увидели и ощутили на собственном опыте. Молодая и, надо сказать, очень талантливая художница из Египта вначале чувствовала себя довольно скованно, но очень скоро стала общей любимицей и буквально расцвела от внимания и дружеского участия. Она больше всех горевала, покидая гостеприимную Елабугу.
И, действительно, сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника позаботились буквально обо всем. Художникам были предоставлены для работы просторные светлые мастерские в старинном историческом здании. Буквально в двух шагах от них располагался Музей-театр «Трактир», украшенный старинной мебелью и посудой, картинами в стиле лубка, где участники симпозиума обедали и ужинали. Во время пребывания в Елабуге они смогли посетить все городские музеи, осмотреть другие памятные места, побывать там, где рисовал свои картины великий русский живописец И.И.Шишкин, искупаться на Святом ключе в Малом бору, встретить рассвет на древнем булгарском городище, окунуться в праздничное веселье Всероссийской Спасской ярмарки.
Но все же основную часть времени у художников занимала работа над своими произведениями, которые они представили на итоговой выставке, открытой в Художественной галерее им. И.И.Шишкина в присутствии вице-премьера, министра культуры Республики Татарстан Зили Валеевой.
Экспозиция получилась яркой и очень разнообразной как по технике исполнения, так и по использованным в работах материалам, не говоря уже об абсолютной несхожести сюжетов. В созданных за время симпозиума картинах и графических листах нашли отражение космогонические мифы о сотворении мира, о борьбе добра и зла, романтичные истории о любви, о сказочных превращениях, о божествах, сходивших на землю, чтобы избавить людей от страданий. Монументальное полотно «Всепобеждающий Давид» создал Анатолий Аветян. Динамичная, полная экспрессии живописная работа «Похищение» вышла из-под кисти якутского художника Дюлустана Бойтунова. Некоторые ассоциации с сюжетом «Похищения Европы» возникают при взгляде на большое, написанное свободными широкими мазками полотно уфимского мастера Рафаэля Кадырова. Однако за литературную основу картины он взял одну из елабужских легенд, связанных с названием города. В образе женщины на его полотне предстает река Кама, а в образе быка – огромный камень, лежавший когда-то на ее излучине и доставлявший немало бед проходившим мимо судам.
Чтобы пришедшим на выставку зрителям легче было понять смысл картин, каждая из них была снабжена кратким описанием сюжета с названием эпоса.
Художники разъехались, оставив в дар музею-заповеднику созданные в Елабуге работы. По замыслу организаторов Международного арт-симпозиума «Дыхание эпоса» на их основе будет создана передвижная выставка, которая отправится в путешествие по другим городам. Остается добавить, что финансовую поддержку прошедшему в Елабуге международному симпозиуму по современному искусству оказал Российский банк развития.
Людмила Пахомова,журналист