22 июня в Государственном музее А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) открылась выставка современной книжной графики из коллекции издательства «Вита Нова», посвященная 10-летнему юбилею издательства.
В экспозиции – около 400 работ 52 ведущих современных художников.
Издательство «Вита Нова» (С-Петербург) специализируется на малотиражных коллекционных иллюстрированных изданиях и привлекает к своим проектам очень разных по стилистике художников, давая им широкий простор для опытов с фактурой и цветом, с реальным или символическим языком книжного рисунка, с различными способами прямого или символического прочтения текста.
География авторов издательства почти всемирна: сегодня с «Вита Нова» сотрудничают академик Российской Академии художеств (РАХ) Мюд Мечев (Москва), членкор РАХ Борис Непомнящий (Новгород), прославивший русское искусство за пределами России Борис Заборов (Париж), обладатель Гран-при Осеннего салона в Париже Сергей Чепик (Франция), легендарные художники Г.А.В. Траугот (Петербург–Париж), классик детской иллюстрации Борис Диодоров (Москва), грузинская художница Лоретта Абашидзе-Шенгелия (Тбилиси), молодой талантливый график Владимир Зимаков (Лос-Анжелес).
На выставке в Государственном музее А.С. Пушкина будут представлены самые разные индивидуальности и полярные эстетические принципы — от умеренного консерватизма до изощренного постмодернизма. Эксцентрический символизм рисунков Михаила Шемякина соседствует с весёлым примитивизмом Александра Флоренского, романтические рисунки Михаила Гавричкова – с мужественной архаикой Юрия Люкшина, лирический юмор создателя мультипликационного Льва Бонифация Сергея Алимова – с фантастическим реализмом одного из крупнейших театральных художников России Эдуарда Кочергина.
Настолько же широк диапазон художественных техник в книгах издательства: литографии Бориса Забирохина (обладателя престижной награды «Золотое яблоко» международной биеннале иллюстрации в Братиславе), офорты Юрия Ващенко, признанные в Британии одними из лучших иллюстраций к Кэрроллу, линогравюры Юрия Штапакова, выполненные в редкой технике «сухая игла» на старом затертом пластике, монотипии Валерия Бабанова, надглазурная роспись по фарфору арт-директора Императорского фарфорового завода Сергея Русакова, порошковая техника (молотый кофе, стекло, фотография) лауреата премии «Человек книги» Светланы Филипповой и многие другие изобразительные методы.
Авторитетный художественный критик Юрий Герчук отмечает: «Вита Нова», так явно приверженная традиции старинных иллюстрированных изданий, отнюдь не боится при этом вторжения в свои, по-старому солидные книги живого языка и смелой, нередко парадоксальной фантазии современных художников».
«Дело не только в том, что иллюстрации представляют самостоятельную эстетическую ценность, сравнимую с ценностью литературного произведения, – дело в том, что подобная практика созвучна главной идее нашего издательства: книга – тотальное, абсолютное произведение искусства — от переплёта до комментариев, от иллюстраций до собственно текста. За 10 лет «Вита Нова» переросло понятие издательство: сейчас это арт-проект, объединяющий людей самых разных искусств» – говорит генеральный директор издательства Алексей Захаренков.