13 июля 2010 года в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», в залах Большого дворца открылась выставка «Русская зима из Русского музея. Большое путешествие шедевров: Санкт-Петербург – Дели – Москва, Царицыно».
Весной этого года при поддержке Благотворительного фонда «Система» «Русская зима» прошла в столице Индии – Дели, где имела колоссальный успех.
В музее-заповеднике «Царицыно» на выставке представлены 145 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, фотографии из собрания Государственного Русского музея, а также 25 живописных работ из частных коллекций. Выставка уникальна по своему составу – тема зимы объединила шедевры лучших мастеров середины XIX–XX века и современности, демонстрируя широкий диапазон стилей и направлений в русском искусстве.
Зима в творчестве русских художников – многозначный образ, который порой рождает в душе прямо противоположные чувства. Это аллегория одиночества и бесприютности в произведениях живописи реалистов второй половины XIX века «Дети-нищие» (1860-е) Ф.С.Журавлева, «Зимний день. 20 линия Васильевского острова» (1850–1851) П.А.Федотова, «Оттепель» (1871) Ф.А.Васильева и в работе мастера сурового стиля Н.И.Андронова – «Зимняя ночь. Собаки» (1970). Зато на картинах И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, Ю.Ю.Клевера, И.Э.Грабаря, С.Ю.Жуковского, И.И.Бродского, Н.М.Ромадина зимняя природа завораживает своей таинственностью и красотой. Особенно чутки к восприятию колорита зимы были русские импрессионисты. Белый снег на их полотнах перестает быть белым: он вбирает в себя все оттенки – неба, холодного зимнего солнца, теплого дерева – и становится перламутровым у В.А.Серова, Ф.С.Степанова, В.К.Бялыницкого-Бирули, А.А.Маневича; превращается в многоцветный витраж у С.Ю.Жуковского, К.И.Горбатова; сияет мозаикой цветных мазков у Н,В.Мещерина. Снег на полотнах К.Ф.Юона, Б.М.Кустодиева, С.В.Иванова, Т.Г.Назаренко – идеальный фон, позволяющий создавать многоцветье праздничной толпы, ее настроение.
Русские художники часто изображали лошадей в зимних пейзажах. Клубится снег под копытами летящей навстречу тройки в работе «Масленица» (1889) П.Н.Грузинского и усиливает впечатление разудалости праздника, напротив, на картине Н.Е.Сверчкова «Застигнутые врасплох» (вторая половина XIX века) воронкообразное движение снежного вихря останавливает усталых, измученных коней и создает ощущение безысходности. Пригрелись на зимнем солнце лошадка и извозчик на картине «Московский извозчик» (1911) Л.В.Туржанского. Стремительному бегу разгоряченных коней вторит розовый снег в работе «Розовый снег (Начало НЭПа)» (1925) Р.Р.Френца.
Широко представлен на выставке городской пейзаж. Зимние краски сдерживают колорит в работе «Городской зимний пейзаж» (около 1914) И.И.Машкова, делают его почти аскетичным в композиции «Мансарды (Зимний городской пейзаж)» (1917)В.А.Денисова, заставляют переливаться тончайшими оттенками синего и охристого в кружеве ветвей на картине «Петербург» (1914) М.В.Добужинского. Особенно поражают работы В.Н.Кучумова, сделанные в 1942 в блокадном Ленинграде – разрушенный, замерзший город, продолжающий жить, не смотря ни на что.
Наиболее занимательны жанровые картины. Уютом и теплом веет от картины «Катенька у окна» (1936) П.П.Кончаловского; замерли дома, деревья, люди и даже дым, идущий из труб, потому что играет на скрипке музыкант на полотне «Окраина Ленинграда. Музыканты» (1828) Н.И.Дормидонтова; сплетничают соседки на улице Охты, так что уходит в смущении пес в композиции А.И.Анушиной.
В разделе фотографий особое место занимают черно-белые, монохромные изображения. Снег в таких работах может быть не просто фоном, но и благодаря своим свойствам – героем изображения (А.С.Петросян «Без названия» (2008–2009); А.С.Шафранов «Колыма уходящая»(2007); С.Г.Плотников «Портрет мальчика в снегу» (2009). Широко представлено на выставке декоративно-прикладное искусство на тему зимы: вологодское кружево, дымковская и богородская игрушка, гжельская скульптура, резьба из кости, дятьковское стекло, федоскинская, мстерская и палехская роспись.
В Москве во время летней жары представленные экспонаты помогут зрителям посмотреть на такое привычное дело, как снег, по-другому, – с эстетической точки зрения.