Чосон – « Страна утренней свежести », так с большой любовью называет Корею ее народ. Расположена Корея на полуострове, который с древности служил мостом между Китаем и Японией, что способствовало развитию культурных и торговых связей между этими тремя странами.
В Х в. один из правителей Кореи Ван Гон основал централизованное государство Корея, от которого происходит европейское государственное название Корея. Тысячи лет корейский народ трудился на земле Чосона, давая отпор внешним врагам и ведя борьбу против угнетателей. Вследствие предательской деятельности правящей верхушки, цеплявшейся за феодализм, в 1910 г. Корея потеряла независимость и была оккупирована японскими империалистами. Страну грабили, ее культура была под запретом. Даже корейских детей агрессоры заставляли принимать японские имена.
15 августа 1945 года корейский народ под руководством Ким Ир Сена освободился от японского ига. 9 сентября 1948 года была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика. Корейский народ начал новую жизнь – поднимать экономику, осуществлять культурные преобразования, возрождать национальные традиции.
В центре философских и художественных исканий всего Дальневосточного мира оказалась Природа. Ее закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. Возникшие здесь философско-религиозные учения положили начало представлению о природе как о всеобъемлющем Космосе – живом и одухотворенном организме, который живет по своим собственным законам.
С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык. В Китае, Японии и Корее под влиянием подобного отношения к природе формировались виды и жанры искусства, тесно связанные с окружающим ландшафтом, зарождалось садоводческое искусство, и, наконец, происходит расцвет пейзажной живописи и декоративно-прикладного искусства.
Соприкосновение с духовной культурой древних стран Востока, а через нее и с мировой культурой, явилось важным событием в истории Кореи.
На Востоке почти все виды искусства так или иначе связаны с природой. Все прекрасное в жизни, каждая травинка под солнцем изображалась с пристальным внимание и любовью.
Картины созданы в древнейшей технике мозаики «манненхва», где сюжет составляется из мелких частичек перламутровых ракушек, благодаря чему картина становится похожа на драгоценность.
Секрет этой техники заключается в особом составе клея, при помощи которого делается полихромное напыление и крепятся предметы природного происхождения.
Художники Кореи переняли у китайцев распространенный жанр живописи «шан-шуй», что в переводе означает «горы и воды».
В этом жанре отразилось представление о единстве главных сил Вселенной, так горы считались воплощением светлого мужского начала ( Ян ), а вода – темного женского начала ( Инь ).
Также можно увидеть образцы картин исполненных в жанре «цветы и птицы » (по-китайски это звучит « хуа-няо » )
В жанре «цветы и птицы» нашло поэтическое толкование, сложившееся еще в древности представление о значительности каждого явления природы. Философская идея «великого в малом» выражалось в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную.
Каждый изображенный мотив природы напрямую был связан с благо-желательной символикой. Так, пышный пион символизировал знатность и богатство; гибкий бамбук – стойкость и мудрость; гранат, с его бесчисленными зернами – многочисленное потомство; персик – бессмертие.
Все элементы пейзажной живописи, созданные при помощи природно-го материала, отражают присущее корейцам глубокое чувство любви к природе.
Древний народ Кореи, страны Утренней Свежести, создал удивитель-ные художественные богатства и внес свой достойный вклад в развитие многовековой истории и культуры человечества.
Согласно межправительственным договорам по культурному обмену Главное Выставочное Управление КНДР совместно с культурным учреждениями и ведомствами разных стран Европы и Азии организует и проводит выставки художественно-прикладного искусства КНДР, и таким образом вносит весомую лепту в развитие культурных связей между народами мира.
На выставке экспонируется ручная вышивка, традиционная корейская живопись, картины из морских ракушек и перламутра, фарфор. Всего около 200 предметов.
Отдельный раздел экспозиции «Корея сегодня» (фотографии, книги, буклеты) знакомит посетителей с современной жизнью Кореи.