Название выставки «Искусство вышивальщика», которая открылась в Калининградском областном историко-художественном музее, связано с именем философа эпохи Просвещения Дени Дидро. Именно так была названа глава его «Энциклопедии ремёсел», где собраны и систематизированы достижения вышивального искусства, передававшиеся от мастера к ученику. Речь идет о произведениях профессионалов, для которых искусство вышивки было основной специальностью. Работы вышивальщиков приравнивались к художникам, творившим произведения «Высокого искусства». Именно поэтому такое трудоёмкое и выразительное ремесло было доверено мужчинам.
Профессия вышивальщика была очень престижной. Начиная со средневековья, в странах Западной Европы, вышивальщики-мужчины объединялись в цеха и гильдии. Ответственные работы на заказ требовали от исполнителя безукоризненного качества, виртуозного владения техническими приемами, заставляли его следить за изменениями моды. Бывали эпохи, когда вышивка наряду с архитектурой, живописью и скульптурой выполняла социальные функции. Это способствовало развитию искусства вышивки: изобретались новые техники, разнообразнее и сочнее становилась цветовая гамма, изысканнее делались узоры. С появлением в 16 веке сборников узоров, дамы получили возможность заниматься вышивкой в домашних условиях. Эта традиция рукоделия сохранилась и до нашего времени.
Эрмитажная коллекция вышивки дает представление о развитии этого вида искусства в различных странах Европы на протяжении нескольких столетий. Калининградским зрителям представили 150 произведений западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: от украшения платьев до декора помещений XVI - начала XX веков.
Проект реализуется в рамках программы «Эрмитаж в Калининграде 2009—2010» при поддержке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Правительства Калининградской области.