Картина русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «Вася» (38х53 см.), находившаяся в частной коллекции в Чикаго и неизвестная широкому зрителю, будет выставлена на русские торги международного аукционного дома Christie's в Лондоне 8 июня 2010 года.
В информации о портрете, представленной аукционным домом, не указан год создания портрета, нет даты и на самом холсте, что не характерно для К.С.Петрова-Водкина, который обычно рядом со своей авторской подписью не только писал дату, но часто на этюдах – даже день и месяц их создания.
Портрет был создан до 1922 года и, судя по изображению, мальчик написан в Хвалынске во время одного из летних пребываний К.С.Петрова-Водкина на родине.
В 1916 году он последний раз перед долгой разлукой с родными пробыл в Хвалынске с июня по декабрь (в 1916 году К.С.Петров-Водкин был вызван в Хвалынск, он был приписан как военнослужащий по месту рождения). Это было, с одной стороны, счастливое лето, когда он мог насладиться собственным, наконец достроенным, давно чаемым «гнездом» - дачей в окрестностях Хвалынска, где он «прочувствовал природу до конца», где ему хорошо работалось и спалось, где «приходили мысли, глубокие и поэтичные». Осенью это счастье было омрачено смертью отца – событием одновременно трагическим и священно-возвышенным, подведшим определённый итог в жизни Кузьмы Сергеевича: «Можно сказать, что закончен один период моей жизни и что подобного счастья уже не будет <…> это был один из самых молчаливых и трогательных моментов моей жизни: его смерть».
Вероятно, именно летом 1916 года и был написан мальчик Вася. При первом взгляде на портрет всплывает в памяти картина К.С.Петрова-Водкина «Мать» (1915) года. Та же дощатая стена избы, киот слева, только в портрете на нём стоит икона Богоматери «Умиление», а в картине – несколько мелких бумажных. В портрете тоже была попытка изобразить часть окна с пейзажем за ним, но в окончательном варианте художник отказался от него: в правой части холста угадывается его закрашенное изображение: вероятно зелёные цвета пейзажа за окном «перекликались» с такими же «всполохами» на ризе Богоматери на иконе.
Почему К.С.Петров-Водкин отказался от изображения окна в портрете? Возможно, художник хотел избежать прямой композиционной аналогии с «Матерью». А может быть, шёл поиск композиционных вариантов «интерьерной» картины и возможностей только-только нащупываемой «сферической» перспективы. В «Матери» она более выявлена наклонными горизонталями и вертикалями, создающими эффект «качки мирового корабля» в обычной русской избе. Но лицо изображенной матери ещё «абстрактно», а в портрете «Васи» уже ищется типаж – характерный, волжский. Поэтому художник концентрируется не на околичностях, а на лице, которое становится своего рода метафорой стоицизма и преданности русского человека с раннего возраста вере. Да и горизонтальный формат холста портрета, его меньшие размеры, не позволяли Кузьме Сергеевичу «разбежаться вширь». Позже оба варианта изображения интерьеров: с окном или распахнутой дверью (удвоение пространства, «пространство в пространстве») и с «глухой» стеной, на фоне которой изображены персонажи – получат развитие. Именно сосредоточенность на лице позволяет датировать портрет 1916 годом. Тогда же создаётся ещё один детский портрет «Фектя» - хвалынской девочки Феоктисты Липатовой, он больше «Васи» по размеру, но такого же горизонтального формата, так же в портрете Фекти пейзажный фон зелёной стеной замыкает композицию, как в «Васе» - дощатая стена избы, тот же поиск «выражения, конкретного, как жизнь», не «существа-образы» «оживляются» на холсте, как, например, в «Жаждущем воине» (1915), а ищется «выход в реальное событие».
Перед поездкой на родину в 1916 году Кузьма Сергеевич побывал в Кириллове и посмотрел фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, откуда писал жене: «Доволен и радуюсь на Русь, чувствую её здесь <…>». Поездка в Ферапонтов и обращение к Древней Руси отразилось и в охристой общей цветовой гамме портрета, и в иконописной манере изображения, в строгости «предстояния» Васи. «Плавями» написанное лицо, вернее было бы сказать «лик», небольшой рот с тонкими, плотно сжатыми губами, дугообразные тонкие брови над не по-детски серьёзными серо-зелёными глазами, светлые, цвета выгоревшей на солнце соломы, короткие волосы, обрамляющие «светящимся нимбом» гладкое лицо с загоревшим носом, тоже отсылают зрителя к древнерусским образам.
В конце жизни в 1938 году на своём творческом вечере в Ленинграде художник скажет: «Обычно говорят: Петров-Водкин так любит французов. Я должен сказать по этому поводу следующее <…> Раз у русского нет влияние иконы, то значит это не русский и не живописец <…>». Так художник обозначил своё уважение и любовь к древнерусской живописи, которую впитал с молоком матери в родном Хвалынске с его монастырями и иконописцами. Да и первые «живописные» опыты он делал в иконописи, когда в отрочестве изобразил «богоматерь с гневающимся ребёнком» и ещё полусознательно «потянулся к полному, непосредственному использованию живописи».
Именно в Хвалынске в старообрядческих домах произошла его первая встреча с образцами древнерусской живописи новгородского письма: «Мало я смыслил в ту пору, но цветовое свечение вещей мне запомнилось и по сие время; <…> При дальнейшем ознакомлении с русской живописью, эти работы ещё ярче и сильнее осветили мою память, и новгородские образцы и мастера Рублёв и Дионисий показались мне уже близкими и знакомыми с детства».
Эта «прививка» древнерусской живописью поможет в дальнейшем художнику пройти «сквозь дебри рутинных навыков, как светских, академических, так и иконописных».
В последнем случае под «иконописными рутинными навыками» художник имел в виду позднюю иконопись с её «искусственным» тёмным колоритом, «сдержанностью и улаженностью между тонами», разлучающими икону с чистым цветом. Иконописцы в ХIХ веке часто для заказчиков-старообрядцев, имитируя стили XV-XIV веков (дониконовской эпохи), избегали яркого цвета. Искусственно делая икону «старой», как бы «намоленной» рядом поколений, с потемневшей олифой, с потухшим то зеленоватым, то коричнево-золотистым тоном живописи, иконописцы слоем старой олифы путём сложных и ловких манипуляций «присмиряли» цвет там, где он невольно вырывался из общего тона. Но увиденные в детстве образцы древнерусской живописи «пересилят» в памяти Кузьмы Сергеевича поздние «новодельные» иконы с их сдержанным, блёклым и темноватым колоритом. Чистые цвета – красные, жёлтые, синие - во всю силу «заговорят» в его работах. Именно русская иконописная традиция поможет К.С.Петрову-Водкину найти свой собственный неповторимый стиль, в котором органично соединятся Запад и Восток, постимпрессионистические веяния с древнерусскими.
Именно в 1915-1916 году К.С.Петров-Водкин будет «выруливать» на свою дорогу, он напишет в эти годы другу-художнику П.С.Уткину: «Всё это виноваты Метерлинки, Уайльды разные, что надрывали силы наши впустую. Но теперь ясно же их клоунство и фокусы, проклянём их – бездарных чревовещателей и спиритистов – и пойдём к солнцу – отцу нашему, родящему цвет и заливающему цветом формы земли и человека». Работа над портретом «Вася» пришлась как раз на это переломное время, когда художник переходит от условности к типажу, «которая идёт не от <…> выдумки, а от природы <…>», «расширяя» для художника, как он сам говорил, «аудиторию».
Итак, картина могла быть написана в Хвалынске в доме родителей художника (ныне дом-музей К.С.Петрова-Водкина) или на его красулинской даче летом 1916 года. Неизвестно, завершил ли художник работу над портретом в Хвалынске или позже, уже по приезде в Петроград, но первоначальный этюд был написан на родине. Возможно, мальчик приходился родственником К.С.Петрову-Водкину. У него в Хвалынске жили его двоюродные братья и сёстры по линии отца, у которых уже к этому времени были дети. Может быть, один из них и стал героем портрета, как и Феоктиста («Фектя») была не просто соседской девчушкой, но и дальней родственницей художника. Глава лондонского департамента русского искусства аукционного дома Сара Мэнсфилд сообщила агентству «Интерфакс-Сибирь»: «Картину русского художника «Вася» мы обнаружили четыре месяца назад в Чикаго, в одной семье, в которой она хранилась порядка 70 лет. И эта семья не представляла ценности этой картины. Работы Петрова-Водкина – редкое явление для международного арт-рынка. Аукционный дом исследовал картину и обнаружил, что данное полотно выставлялось на публике дважды в Риге (в 1922 и 1932 годах) в рамках экспозиции русских художников. За последнее десятилетие появление значимых работ Петрова-Водкина на международном арт-рынке можно пересчитать по пальцам, хотя это один из наиболее высоко оцениваемых русских художников 20 столетия». В данной информации смущает дата выставок в Риге, участником которых мог быть К.С.Петров-Водкин. Известно, что его работы экспонировались в Риге в 1920 году на выставке картин художников – членов Дома искусств. Это была передвижная выставка, она была показана в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове, Курске, Риге и Ереване. Больше каких-либо упоминаний об участии К.С.Петрова-Водкина в рижских выставках не найдено. Картина могла попасть в Ригу благодаря ученику К.С.Петрова-Водкина – Г.Я.Скулме, который жил в Риге, поддерживал связь с учителем. В конце июля 1924 года по дороге во Францию, К.С.Петров-Водкин с семьёй останавливался в Риге на две недели, читал лекцию об основных положениях разработанной им «сферической» перспективы, способной воздействовать на зрителя органически. Визу на пребывание в Риге ему выхлопотал Г.Я.Скулме. В 1932 году картины художника экспонировались на выставке русского искусства в Филадельфии, а в 1933 году – на выставке «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке. Не тогда ли «Вася» и был приобретён владельцами? В любом случае, обнаруженная работа представляет несомненный интерес для исследователей творчества художника, добавляя новые штрихи к его творческой «алхимии».
Портрет «Вася» стоит в длинном ряду созданных художником произведений. Однако в нём, как в капле воды, преломилось мудрое, общечеловеческое истолкование философских проблем, волновавших художника. И нет в его работах случайностей, каждую из работ, даже самую скромную, он делал с максимальной самоотдачей и предельным напряжением духовных и творческих сил. В этом весь Петров-Водкин.
Заведующая художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина (Хвалынск) Бородина Валентина Ивановна