Выставка «МЕСТО ГЕНИЯ. LIEU du GÉNIE» – это художественное исследование духа мест, где прошла значительная часть жизни литературных гениев России и Франции – А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Л.Толстого, М.Шолохова, Ж.Верна, Г.Флобера, Ж.Санд, А.Рембо, Э.Триоле и Л.Арагона.
Для писателя дом, город, усадьба – это среда обитания, тихая гавань, источник вдохновения, находящий свое отражение в его творчестве. В тоже время, эти дома и усадьбы – свидетели жизни гениев, хранители и носители «памяти места».
Современному человеку трудно понять прошлое, почувствовать время Жорж Санд или Шолохова. Это напоминает попытку заглянуть в окно заброшенного дома, сквозь пыль и копоть на старых стеклах. Каким был план Михайловского при Пушкине? Что вспомнил бы о Шарлевиле Рембо? Мы щуримся, пытаясь угадать обстановку кабинета, разглядеть очертания домов, увидеть что-то в перспективах аллей…
Пространство экспозиции решено большими плоскостями цветных фотографий и чёрно-белой графики. Каждому писателю посвящён собственный зал.
Серия монотипий художницы Якоб Кнапп (Германия), использованная для баннеров в экспозиции «Место Гения» передает все напряжение этого вглядывания. Якоб Кнапп, по образованию – архитектор и реставратор. Именно поэтому ей так близка графика. Поэтому она с таким интересом исследует в своих работах старинные карты и планы. Живописная техника графических листов, сделанных по прорисям планов и карт полна «случайностей» и наложений. Изображение пробивается к нам сквозь шум и копоть времени. Бархатный черный тон типографской краски, мягкость линий сродни темноте углов и размытости очертаний снимков камерой обскурой. Объективен ли снимок сквозь «грязное стекло»? И все же за планами стоит структура ландшафта, которую не так легко стереть, именно эти озера и холмы видел Пушкин, эти ущелья зарисовывал Лермонтов…
Монтируя к картам планы усадебных парков или домов, накладывая рисунки яхт, совмещая чертежи разных лет, художница воспроизводит дух писательских набросков на полях, путевых заметок, создает «дневник путешественника в прошлое».
Путешествие во времени начинается с карты Европы, где подписаны наши остановки – Михайловское, Тарханы, Круассе, Кротуа, Ясная Поляна, Пуан, Вёшенская, Сэн-Арну-ан-Ивлин… Завершает цикл странствий большой план Парижа – символического места встречи всех Гениев. Того Парижа куда так стремился «Француз» Пушкин, наведывался Шолохов, где жил Тургенев, из которого бежал Флобер…
По воле художницы план французской столицы наполнен голосами писателей – их цитатами. «...Вот он, Париж, вот прекрасный Париж, который представлялся тебе полным чудес! Смотри, вот он расстилается перед тобой, почерневший от дождя и грязи, шумный, зловонный, стремительный, как поток сточной канавы! Вот тот обещанный тебе праздник жизни, блестящий и благоухающий…» (Ж.Санд «Индиана»).
По контрасту с этим метафорическими шумом и грязью, экспозиционные приемы, тем не менее, оставляют ощущение покоя и незамутненности. Сознательно оставлены открытыми подлинные фрагменты стен старой московской усадьбы XIX века – в особняке Государственного музея А.С. Пушкина, где разместилась выставка. В пространстве работают большие простые плоскости цветных фотографий или монохромных баннеров. Печать осуществлена на материалах дружественных не только зрению, но и осязанию. Ничто не должно помешать человеку, заглянуть в окно Гения.
Цветной пласт визаульного ряда выставки – серия замечательных работ известного фотохудожника Ивана Бойко (Россия). Снимая места, где жили и творили великие писатели, фотомастер использовал столь редкую сегодня и нестандартную технику – камеру-обскуру*. Несмотря на то, что процесс съемки был старинным – а это, безусловно, придает фотографическим полотнам особый колорит и глубину – на качестве работ это ни коим образом не сказалось, ведь процесс обработки фотографий был самым современным.
* Ка́мера-обску́ра (camera obscūra «тёмная комната» лат.) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства.
Особое значение в замысле и структуре выставки «Место гения» имеет звук. Изобразительный ряд дополняют звуковые картины. Создание яркого звукого образа конкретного места, эпохи, личности – это всегда очень не просто. Звук по восприятию слабее изображения или запаха. Он только дает намек, выуживая из памяти одну из тысяч ассоциаций. Слабую, но почти всегда – ключевую. Звуковые картины усадеб XIX века – задача еще более сложная. Что могло звучать там тогда? Птицы, дождь, музыка?... Авторы выставки попытались найти свой звуковой ключ для каждого гения и для каждого места. Однако, к «большим домам» нужны целые связки ключей… И такие были найдены:
Александр Пушкин – тоска и творчество в Михайловском: где-то там – жизнь, друзья, Сенатская площадь,
здесь – заснеженный дом, няня, милые соседки, грусть и тысячи образов из-под пера.
Жорж Санд – у окна. Ее друг Шопен – у рояля, играет и сочиняет, мучительно пытаясь найти форму и краски. Вокруг них ночь – фантастическая и прозрачная. Два гения ждут вдохновения… Но открой окно – там дождь и то, что они ищут.
Михаил Лермонтов – из мирных Тархан к прекрасно-опасным пейзажам Кавказа. Хрустнула ветка: что там – за скалой, кто там – за камнем?
Гюстав Флобер – уединение в Круассе – возможно, самом ленивом месте в мире. А совсем рядом Руан: собор, башенные часы, голоса сотен людей…
Иван Тургенев – летний день в русской усадьбе со всеми прелестями томительно-жаркой полуденной природы и сельскохозяйственной идиллии. Но где-то там, вдали всегда звучит голос Полины Виардо, женщины его жизни, которую он впервые услышал в образе Розины из «Севильского цирюльника».
Жюль Верн – вдохновленный ветром и запахом моря в Кротуа. Волны не укачивают, но будоражат. Он слышит наши старые грезы о будущем. Что там, в подводном мире? Капитан Немо выходит из глубин океана и фантазии…
Лев Толстой – такая долгая жизнь. Такой важный дом в Ясной Поляне, с его реальными скрипами и шумами. Время уходит. А Толстой? Звучит голос писателя.
Артюр Рембо – лихорадка странствий. Побег из поэзии. Рембо как глобальный странник, проводник и переводчик, гражданин мира. Дом - любая чужая земля. Что быстрее – мысли бродячего поэта или двигатель паровоза? Но глубоко внутри и в конце пути исканий, все-таки –маленьких тихий Шарлевиль.
Луи Арагон и Эльза Триоле – уютный дом на двоих. На двоих всё: любовь, Сопротивление, стихи, коммунистическая Россия и левая Франция… Глаза Эльзы, удивительная поэтичность Арагона, и постоянный звук водяной мельницы в доме. Звучит голос Арагона.
Михаил Шолохов – старинная казачья колыбельная из «Тихого Дона». На что бы ты ни посмотрел – ничего нет. Все отняла война. Потом американский певец Пит Сигер и Марлен Дитрих сделают из этой колыбельной великую антивоенную песню – «Куда ушли цветы?». А пока Григорий Мелихов слушает, как жена брата укачивает ребенка… Звучит голос Шолохова.
В.И. Толстой, директор Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», куратор выставки «Место гения»: «У каждого гения есть свое Место в мире. Но его собственный Мир не растворяется в других мирах, он с ними лишь соприкасается, пересекается, взаимодействует, ведет неслышный и непрестанный диалог из своего далека, из глубины своего времени. Дома писателей – это условные стены их поистине безграничных миров, они, как сосуды, продолжающие хранить их дух; они оберегают их любимые предметы и безделушки, их карандаши и перья, фотографии и книги, привычки и увлечения... Они всегда – чуть приоткрывают завесу их тайны. Но, лишь чуть – ибо загадка гения не поддается разрешению смертных...».
В выставке «МЕСТО ГЕНИЯ. LIEU du GÉNIE» принимают участие:
Государственный музей А.С. Пушкина (Москва)
Государственный мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы»
Государственный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный музей Л.Н. Толстого (Москва)
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова (станица Вёшенская)
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
Музей Флобера и истории медицины при Университетском объединении больниц Руана
Дом Жорж Санд (Ноан)
Международный центр Жюля Верна (Амьен)
Городская библиотека Амьена
Музей Артюра Рембо (Шарлевиль-Мезьер)
Дом Эльзы Триоле и Арагона (Сент-Арну-ан-Ивелин)