19 мая в галерее «Дом Нащокина» открылась выставка скульптур и графики Юрия Злоти - члена Союза художников России, награжденного золотой медалью Российской академии художеств и золотой медалью Творческого союза художников России. В 2004 году ему было присвоено звание “Заслуженный художник России”. Он непременный участник многих художественных выставок.
Творчество Юрия Злоти постоянно разворачивается разными гранями таланта. Среди его работ большое место занимает портрет. Но это портрет совершенно особенный. Его можно было бы назвать «историческим». Его портрет на грани между непосредственно изображением данного конкретного лица и образом историческим, претерпевшем трансформацию мифом.
Это, например портрет – памятник художника А. Г. Поздеева. Человека любимого и близкого, но ставшего неким сказочным «человеком под зонтом». Или портрет писателя Виктора Астафьева (бронза). Думается, это одна из самых сильных работ Злоти. Реалистический, очень похожий на оригинал портрета Астафьева – волшебством искусства преображается в мощный образ национального характера простого, цельного, упорного мудреца. А композиция портрета и бронзовая же картуш с именем переводят ваше восприятие еще на одну ступень – памятник русскому писателю Астафьеву. История, размышление о нашем общем прошлом, национальная память сегодня актуальны как некогда. Долго у нас не было истории, как сложного предмета саморазрешения. Скульптора очень сильно волнуют эти вопросы. Но, как скульптор, он идет через личность. Василий Суриков, Дмитрий Менделеев, Петр I, Елизавета и Екатерина II, Петр Чайковский, князь Владимирский Юрий Всеволодович – далеко не все герои скульптурной повести «временных лет» Злоти.
Злотя скульптор – повествователь. О своих героях он любит рассказывать, он любит детали. И в этом смысле интересно найдена почти повествовательная композиция проекта памятника Петру Ильичу Чайковскому. Хорошо бы осуществить. Лошадь. Рессорная коляска. Дорожная остановка. Композитор смотрит куда–то. И тут снова, как в случае с Астафьевым, возникают образы и пространства, которых нет. Они воображаемы зрителем. Чайковский в пути. Вечная дорога, переезды, передвижения, и вообще путь, как понятие. И еще полное впечатление мира вокруг, природы, которая звучит, неслышная нам, оглушающая его.
И какой контраст, почти непонятный в творчестве одного художника между гротесковой фантазией «Подарка Страдивари» и классическим памятником «Василию Ивановичу Сурикову».
Сегодня границы расширены – возможно, все, если все – талантливо.
Уже с начала ХХ века для искусства открыты все двери и форточки прошлого. Художники непременно осмысливают пластически, на новом своем витке исканий формы прошлого.
«Похищение Европы», «Колокол», «Божество» и даже «Геракл» Бурделя, просвечивающий сквозь «Охоту» Злоти.
Это не цитаты. Это ощущение себя в длинной истории художественной памяти. Это связь с мировой культурой. Не пасынки мы гению прошлого, но дети его. И если бы, сегодняшние художники забыли пластический миф прошлого – они исчезли бы, болтаясь в пустоте.
Юрий Злотя художник талантливый и не лишенный риска. Он работает смело с материалами, масштабами, он вариативен. Но мне более всего по душе его бронза, его обрамления тела в скользящих драпировках. Прошлое таинственно встречается с настоящим, античность с Молдавией, сатиры с Вакхом, в бронзовой скульптуре «Сатирик». Бронза с прозеленью как бы «стекает» образуя форму, творя ее на наших глазах, являя самый древний архаический тотем и вечную силу.
Одна из лучших работ художника «Мальчик с рыбкой». В ней все лучшие черты скульптурного стиля Юрия Злоти. Лаконизм в сочетании с ювелирностью и движение всей фигуры мальчика с блюдом рыбы. И свет меняющий выразительность форм скульптуры. И ставшее скульптурным натюрмортом чешуйчатые рыбки на блюде.
У скульптора есть одна работа. Она называется «Крест». Живая магическая мука всей формы человека, его души и тела, его жизни и смерти. Фрагмент, деталь как образ целого, которое мы заполняем своим воображением – метафора наиболее близкая скульптуре и скульптору Юрию Злотя.