Среди русских фотохудожников 20-го века Александр Данилович Гринберг (1885-1979) занимает одно из самых почетных мест. Родившись в конце 19-го века и прожив 94 года, он стал свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий, идеологических гонений и многого другого, пережитого Россией за это время.
И, может быть, самое удивительное в том, что ни один из этих исторических катаклизмов не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, он всегда оставался фотохудожником.
«Он в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах - мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Живописная манера помогала опоэтизировать натуру, пробуждала мечты о прекрасном мире, в который обращала обыденную реальность, а орнаментальность и декоративность заключали фотографические образы в раму Искусства.
Молодой Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). На развитие его творческих принципов повлияла близость к практике кино и работа кинооператором на известных киностудиях.
К середине 30-х годов Гринберг отходит от бромойлей и приходит к выводу: творческое начало может выражать себя и и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею «чистой фотографии» (термин принадлежит ему) и вводит понятие в обиход. Идея эта созревала еще раньше, в пору работы над фотографическим воплощением «искусства движения». Перед ним стояла задача - с помощью фотографии создать транскрипцию движения в танце. Интерес к этой проблеме был связан с приездом в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан с ее школой свободного танца. Работы фотохудожника демонстрировались на выставках «Искусство движения», всего их было четыре.
Итоги двадцатилетней работы мастера были представлены на знаменитой выставке «Советская фотография за 10 лет» - 51 снимок. Авторитет Александра Гринберга был в то время очень высок - он вместе с известнейшими деятелями искусства входил в жюри выставки. Когда в 1929 году начался разгром старой фотографической школы, в списке тех, чьи произведения получили ярлыки «упадочные», стояло и имя Гринберга. Вывод, естественно, был сделан: эротизм, который питается истоками богатого, пресыщенного безделья, советскому искусству не к лицу. И все-таки Гринберг рискнул еще раз выставить этюды обнаженного тела на выставке 1935 года, на обсуждении которой смельчаки призывали учиться у мастера культуре фотографии. В сущности, за фотографическую культуру он и был арестован (хотя ему инкриминировали распространение порнографии) и осужден Особым совещанием НКВД СССР».
В 1939 году был досрочно освобожден за ударный труд на стройках БАМлага. Работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры, преподавал на курсах жен фоторепортеров, в кружке Дворца культуры автозавода имени Сталина, все это время продолжая снимать.
Из статьи Валерия Стигнеева «Гринберг» журнал «Камера обскура», 1997, № 2.