С 13 мая в музее "Фридландские ворота" (г. Калининград) работает выставка "Городской трамвай", приуроченная к 115-летию выхода на линию первого городского трамвая в Кёнигсберге.
На выставке можно узнать историю появления и развития трамвайного движения в Кёнигсберге с 1876 по 1945 гг. В экспозиции представлены более двух десятков фотоснимков кёнигсбергской конки (предшественницы электрического трамвая) и городских трамваев, городские справочники и буклеты, трамвайные проездные билеты и схемы городского трамвайного сообщения, таблички с названием улиц и номерами трамвайных маршрутов, карты города.
Выставка подготовлена при активном участии администрации МКП «Калининград-ГорТранс» и членов общественной организации «Общество защиты трамвая» (г. Калининград). Фотографии – из частного архива Макса Попова (г. Калининград).
22 мая для всех желающих состоится «День открытых дверей» в трамвайном депо г. Калининграда, после осмотра которого можно будет совершить необычную поездку на старом трамвайчике 1963 года выпуска от трамвайного депо до музея «Фридландские ворота» (с экскурсией)!
Историческая справка
Трамвай – самый старый вид городского транспорта, сохранившийся до настоящего времени. История трамвая – это история развития городов.
Предшественником трамвая в Кёнигсберге была конка – городская железная дорога на конной тяге, первый маршрут которой начал действовать в 1881 году. Каждый вагончик тянули две лошади, остановки отсутствовали, пассажиры просили кучера останавливаться там, где им необходимо.
Возникновением в Кёнигсберге электрического трамвая связано с пуском в ноябре 1890 года первой электростанции Мюленгрунд к востоку от Королевского замка. Строительство трамвайных путей началось летом 1894 года и закончилось весной 1895 года. Рядом с электростанцией было возведено трамвайное депо. 31 мая 1895 года открылось движение первых вагончиков марки «Бош» от Пиллауского вокзала до Нового рынка. Первые вагоны имели 16 сидячих и 12 стоячих мест. С 1899 года подвижной состав стал пополняться вагонами с кёнигсбергской машиностроительной фабрики Штайнфурта (ныне – вагоностроительный завод г. Калининграда).
Собрание 350 ведущих специалистов и учёных-транспортников в ходе работы Мельбурнской (2002 г.) конференции по легкорельсовому транспорту пришло к однозначному выводу: трамвай (как на совмещённом, так и на обособленном полотне) является обязательным компонентом транспортной системы современного города и основным видом наземного транспорта.