В 2010 году исполняется двадцать лет со дня смерти заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева. К этому событию в Мемориальной мастерской художника открылась выставка из его творческого наследия «Индустриальная тема». Дело в том, что в историю отечественного изобразительного искусства он вошел именно как ведущий мастер индустриального пейзажа. Интерес к индустриальным мотивам, очень популярному в советский период истории живописи жанру, сегодня вновь набирает силу. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге готовится специальная тематическая выставка «Так закалялась сталь». В 2009 году автором этой статьи была защищена кандидатская диссертация по данной проблематике. В коллекции областной картинной галереи хранится около двадцати живописных полотен А. В. Пантелеева индустриальной тематики, среди них монументальные виды Череповецкого металлургического завода, комбинатов нефтехимии в Башкирии, уникальные полотна цикла о роботах «Чин непредвидения», а также две серии графических рисунков «По индустриальной ГДР» и «Азов-сталь». В индустриальных пейзажах А. В. Пантелеева нашли отражение основные стадии развития промышленной темы в советском искусстве. Выдающаяся роль и место Пантелеева среди мастеров отечественного индустриального ландшафта 1970 – 1980-х годов стали ясны уже в момент его участия на выставках тех лет. Художник не просто оказался в ряду таких выдающихся, оригинально мысливших живописцев, как И. Шважас, Т. Салахов, Н. Кормашов, С. Юнтунен – своих соратников, близких по духу художников, формировавшихся с ним в одно время, но и более молодых, на которых он сам уже оказывал влияние. Переехав в 1976 году в Вологодскую область, Пантелеев включился в работу Череповецкой индустриальной группы художников (В. Корбаков, Н. Гришачев, Д. Журавлев, С. Юнтунен, Э. Браговский), вскоре став ее лидером. Живописец сумел создать самобытную образно-содержательную и композиционно-пластическую модель индустриального пейзажа. Продолжив традиции классиков К.Богаевского, А.Дейнеки, Г.Нисского, он создал свою собственную стилистику. Прежде всего это касается цикла картин о роботах, не имеющих аналогов ни в отечественном, ни в мировом изобразительном искусстве. В них художник сумел передать двойственную сущность технического прогресса, создав в своих живописных произведениях две модели отношения к достижениям науки и техники - от восторженного преклонения до отрицания.
Новаторство А. В. Пантелеева могло бы восприниматься как дальнейшее углубление познания самого духа техники, изучение машины как живого существа. Но наличие в творчестве художника работ с металлическими рыбами, прямо указывающими на негативное отношение автора к неразумному вмешательству человека в природу, не позволяют так воспринимать эти картины. А использование в этих полотнах иконографических композиций православной иконы («Успение Богородицы», «Распятие Христа», «Богоматерь с младенцем Христом», икон с предстоящими), сама тематика произведений о роботах – смерть, распятие, оплакивание – доказывают это мнение. Драматические христианские сюжеты, напряженный колорит и композиционно-ритмические особенности этих картин свидетельствует о глубоком трагическом чувстве, заложенном в них. Объединение картин о роботах в цикл «Чин непредвидения» показало намеренное обострение и углубление автором индустриальной темы, сведение двух диалектически противоположных начал – религиозной духовности и технократической бездушности - к единству. От этого сопоставления и одновременно объединения резче зазвучала тема опасности превращения человека в механического двойника. Несмотря на то что ХХ век знал множество течений и направлений, выдвинул бессчетное количество художественных концепций и интерпретаций действительности, иносказание А.В. Пантелеева о человеческом существовании, выраженное им в формах «машинных взаимоотношений» в цикле картин «Чин непредвидения», представляется уникальной, отчаянной попыткой художника достучаться до сознания людей, разбудить в них тревогу за будущее мира и человечества. Не являясь ученым благодаря творческому дару предвидения и обобщения, живописец создал образы, потрясающие не только силой художественной убедительности, но поразительно совпадающие с пророчествами таких философов, как О. Шпенглер, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, писателей В. Брюсова, К.Чапека, О. Хаксли, Е. Замятина, Д. Оруэлла. Используя возможности изобразительного искусства, он словно проиллюстрировал их мысли, запечатлев трагическую сущность антагонистичных по своей природе явлений, передав тем самым противоречивый дух современной цивилизации.