НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Огонь нежданных эпиграмм» - вечер в Литературном музее

1 апреля 2010Москва
Дом И.С. Остроухова в Трубниках

«Огонь нежданных эпиграмм»

Из истории иронической поэзии XX—XXI века

1 апреля в 19.00 состоится вечер приуроченный к Международному дню смеха и посвященный жанру эпиграммы, прежде всего в сегодняшней России. В отечественной литературе этот жанр известен с XVIII века – одним из первых его ввел поэт и драматург Александр Сумароков, вышучивая Василия Тредиаковского и Михаила Ломоносова. Однако настоящий расцвет эпиграммы в России пришелся на эпоху тоталитаризма: она была единственной отдушиной в царстве цензуры и политического единомыслия. В то время ироническая поэзия стала второй, параллельной литературой, практически формой фольклора. Зачастую анонимная, она и в наши дни нередко переходит из уст в уста, поэтому имена многих поэтов-эпиграммистов по сей день остаются в тени.

Эпигра́мма (греч. επίγραμμα «надпись») — краткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Это один из немногих жанров, доживших от глубокой древности до наших дней. Первоначально словом «эпиграмма» в Древней Греции называли посвятительные стихотворные надписи, которые высекались на постаментах статуй, чашах и предметах, приносимых в дар богам. Подобно многим жанрам античной поэзии, эпиграмма восходит к устному народному творчеству, а конкретно – к сентенциям, кратким стихотворениям нравоучительного характера. Порой это были шутливые пожелания, написанные прямо на стенах.

Как жанр древнегреческой письменной поэзии эпиграмма сложилась в VII–VI веках до н.э., первым его классиком стал лирик Симонид Кеосский (V в. до н.э.). Этот жанр использовали Платон, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Феокрит, Алкей, Мелеагр и многие другие. В латинской литературе эпиграмма возникла во II–I веках до н.э., первым ее мастером был Катулл. Исключительно эпиграмме посвятил себя древнеримский поэт Марциал, который впервые сделал ведущей сатирическую тему. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь», она противостоит «высоким» жанрам, эпосу и трагедии, сближаясь с комедией и сатирой.

В Европе Нового времени термин закрепился за малой формой сатиры. Отличительный признак эпиграммы – конкретность повода («стихи на случай»). Основной композиционный прием – противопоставление начальных строк и неожиданного завершения, заключительной «остроты» – восходит к Марциалу. Такой эпиграмма сложилась во французской литературе XVI в. и оформилась как «малый жанр» классицизма в XVII - XVIII веках (Расин, Лафонтен, Вольтер, Руссо и др.). Из Франции она проникла в другие европейские литературы, включая русскую. Этот жанр увлек поэтов-классицистов XVIII века. (А.Кантемира, М.Ломоносова, В.Капниста, М.Хераскова) и особенно А.Сумарокова, который сформулировал его принципы: “Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм: // Они тогда живут красой своей богаты, // Когда сочинены остры и узловаты; // Быть должны коротки, и сила их вся в том, // Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком”.

В 1-й трети XIX века, в творчестве В.Пушкина, П.Вяземского, Е.Баратынского, а также молодого А.Пушкина, эпиграммы служили не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Авторы откликались на конкретные события, высмеивали литераторов и политиков. Такие стихи обычно не доходили до печатного станка, а распространялись изустно и в рукописях, как классическая эпиграмма А.С.Пушкина на графа М.С.Воронцова: “Полу-милорд, полу-купец, // Полу-мудрец, полу-невежда,// Полу-подлец, но есть надежда, // Что будет полным наконец”.

К середине XIX века сатирическая злободневная эпиграмма пережила подъём, ей отдали дань многие крупные литераторы – Н.Некрасов, И.Тургенев, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Майков и др. Не чуждались ее и поэты Серебряного века: В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Бунин. Чаще всего эпиграммы печатались в юмористических журналах, мастерами жанра были Д.Минаев, В.Курочкин, Дон-Аминадо.

В 1920-е годы получила хождение бесцензурная устная эпиграмма. Имеющая автора, она тем не менее функционировала как фольклорный текст, нередко фривольного содержания. Такова эпиграмма А.Луначарского на Д.Бедного: “Демьян, ты хочешь стать советским Беранже. // Ты Бэ, ты Жэ, // Но ты не Беранже”. Не обошли вниманием эпиграмму ни В.Маяковский, ни официальные советские поэты – Д.Бедный, А.Безыменский, С.Васильев, М.Дудин. К ней обращались С. Маршак, подражавший стилистике античных эпиграмм, Ю.Олеша, Э.Кроткий, А.Толстой, И.Эренбург, К.Симонов, М.Светлов. Блестяще владели жанром И.Сельвинский, поэты-пародисты А.Архангельский, А.Иванов, А.Рейжевский, А.Раскин.

На вечере выступят писатели, поэты и литературоведы: Алексей Пьянов, Сергей Зенкевич, Виктор Леонидов, Сергей Сатин. Прозвучат как первая эпиграмма, вошедшая в историю, так и сочинения наших современников – Льва Никулина. Владимира Полякова, Игоря Иртеньева и многих других. Речь пойдет и о таких авторах и собирателях образцов жанра, как Владимир Ардов или Лев Куклин, и об эпиграммных дуэлях, например между двумя Евгениями – Долматовским и Евтушенко.

Ведущий вечера – научный сотрудник Литературного музея Владимир Крижевский.

www.museum.ru/N39512
Ваше мнение »»

»»Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Адрес:город Москва, Трубниковский пер., дом 17, стр.1
Проезд:Ст. м. "Смоленская", "Баррикадная"; тролл. Б, № 10, авт. № 64 до ост. "Дом Шаляпина"
Телефоны:(495) 695-46-18
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, другие

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2024  x    ?  


Выставка картины Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» в музее имени М.П. Крошицкого

Бородинский музей ХХ век. Люди и годы

Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

На фронтовых магистралях. Изыскатели

Работа почты в годы Великой Отечественной войны

Фотовыставка «Битва за Москву. Первая Победа!» в аэропорту Внуково

Герои тыла. Выставка, посвященная советскому конструктору Борису Шавырину

О.В. Толстой. "Весна. Солнце в Клинах". Живопись, графика

«Знаменитый босяк: от фантика до комикса». Творческая встреча и презентация книги в Арсенале, Н. Новгород

Выставка «Судьба особого назначения» в Музее Г.К. Жукова

"Вернисаж Музея Победы"

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

Выставка «ZOV»

Фестиваль "Серебряный век" в филиале Российской государственной библиотеки для молодёжи

Выставка «Янтарь дарует силу»

"Невидимы и свободны". Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х

Выставка «Дочери Репина» в Музее-усадьбе «Пенаты»

Евгений Аверин. Объекты инверсивной силы

Внутри старинного фотоаппарата

Многогранный талант. П.Д. Бучкин и его современники

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Великие и неделимые" к 100-летию художественного объединения "КуКрыНиксы"

В стране Изумрудного Будды

«Ювелирные музы» Анастасии Номар

Протоархив. Памятник современному состоянию. Сидур1924 / 2024. К 100-летию художника

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Александр Крылов. XX век - время и образ

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Группа "КУБ". Теплый Север

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Иван Тарасюк. Маленькая страна

"Цветы для Веры" в музее Кондратия Белова

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка работ Гавриила Лубнина на музейных площадках С.-Петербурга

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru