«Огонь нежданных эпиграмм»
Из истории иронической поэзии XX—XXI века
1 апреля в 19.00 состоится вечер приуроченный к Международному дню смеха и посвященный жанру эпиграммы, прежде всего в сегодняшней России. В отечественной литературе этот жанр известен с XVIII века – одним из первых его ввел поэт и драматург Александр Сумароков, вышучивая Василия Тредиаковского и Михаила Ломоносова. Однако настоящий расцвет эпиграммы в России пришелся на эпоху тоталитаризма: она была единственной отдушиной в царстве цензуры и политического единомыслия. В то время ироническая поэзия стала второй, параллельной литературой, практически формой фольклора. Зачастую анонимная, она и в наши дни нередко переходит из уст в уста, поэтому имена многих поэтов-эпиграммистов по сей день остаются в тени.
Эпигра́мма (греч. επίγραμμα «надпись») — краткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Это один из немногих жанров, доживших от глубокой древности до наших дней. Первоначально словом «эпиграмма» в Древней Греции называли посвятительные стихотворные надписи, которые высекались на постаментах статуй, чашах и предметах, приносимых в дар богам. Подобно многим жанрам античной поэзии, эпиграмма восходит к устному народному творчеству, а конкретно – к сентенциям, кратким стихотворениям нравоучительного характера. Порой это были шутливые пожелания, написанные прямо на стенах.
Как жанр древнегреческой письменной поэзии эпиграмма сложилась в VII–VI веках до н.э., первым его классиком стал лирик Симонид Кеосский (V в. до н.э.). Этот жанр использовали Платон, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Феокрит, Алкей, Мелеагр и многие другие. В латинской литературе эпиграмма возникла во II–I веках до н.э., первым ее мастером был Катулл. Исключительно эпиграмме посвятил себя древнеримский поэт Марциал, который впервые сделал ведущей сатирическую тему. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь», она противостоит «высоким» жанрам, эпосу и трагедии, сближаясь с комедией и сатирой.
В Европе Нового времени термин закрепился за малой формой сатиры. Отличительный признак эпиграммы – конкретность повода («стихи на случай»). Основной композиционный прием – противопоставление начальных строк и неожиданного завершения, заключительной «остроты» – восходит к Марциалу. Такой эпиграмма сложилась во французской литературе XVI в. и оформилась как «малый жанр» классицизма в XVII - XVIII веках (Расин, Лафонтен, Вольтер, Руссо и др.). Из Франции она проникла в другие европейские литературы, включая русскую. Этот жанр увлек поэтов-классицистов XVIII века. (А.Кантемира, М.Ломоносова, В.Капниста, М.Хераскова) и особенно А.Сумарокова, который сформулировал его принципы: “Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм: // Они тогда живут красой своей богаты, // Когда сочинены остры и узловаты; // Быть должны коротки, и сила их вся в том, // Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком”.
В 1-й трети XIX века, в творчестве В.Пушкина, П.Вяземского, Е.Баратынского, а также молодого А.Пушкина, эпиграммы служили не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Авторы откликались на конкретные события, высмеивали литераторов и политиков. Такие стихи обычно не доходили до печатного станка, а распространялись изустно и в рукописях, как классическая эпиграмма А.С.Пушкина на графа М.С.Воронцова: “Полу-милорд, полу-купец, // Полу-мудрец, полу-невежда,// Полу-подлец, но есть надежда, // Что будет полным наконец”.
К середине XIX века сатирическая злободневная эпиграмма пережила подъём, ей отдали дань многие крупные литераторы – Н.Некрасов, И.Тургенев, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Майков и др. Не чуждались ее и поэты Серебряного века: В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Бунин. Чаще всего эпиграммы печатались в юмористических журналах, мастерами жанра были Д.Минаев, В.Курочкин, Дон-Аминадо.
В 1920-е годы получила хождение бесцензурная устная эпиграмма. Имеющая автора, она тем не менее функционировала как фольклорный текст, нередко фривольного содержания. Такова эпиграмма А.Луначарского на Д.Бедного: “Демьян, ты хочешь стать советским Беранже. // Ты Бэ, ты Жэ, // Но ты не Беранже”. Не обошли вниманием эпиграмму ни В.Маяковский, ни официальные советские поэты – Д.Бедный, А.Безыменский, С.Васильев, М.Дудин. К ней обращались С. Маршак, подражавший стилистике античных эпиграмм, Ю.Олеша, Э.Кроткий, А.Толстой, И.Эренбург, К.Симонов, М.Светлов. Блестяще владели жанром И.Сельвинский, поэты-пародисты А.Архангельский, А.Иванов, А.Рейжевский, А.Раскин.
На вечере выступят писатели, поэты и литературоведы: Алексей Пьянов, Сергей Зенкевич, Виктор Леонидов, Сергей Сатин. Прозвучат как первая эпиграмма, вошедшая в историю, так и сочинения наших современников – Льва Никулина. Владимира Полякова, Игоря Иртеньева и многих других. Речь пойдет и о таких авторах и собирателях образцов жанра, как Владимир Ардов или Лев Куклин, и об эпиграммных дуэлях, например между двумя Евгениями – Долматовским и Евтушенко.
Ведущий вечера – научный сотрудник Литературного музея Владимир Крижевский.