В конце февраля Министерство культуры Российской Федерации выделило 700 тысяч рублей для проведения реставрационных работ на «небе» часовни Георгия Победоносца в деревне Минино – памятнике монументальной живописи XIX века
Кенозерский национальный парк обладает самой большой в России коллекцией «небес» (перекрытия молельных залов, расписанных на библейские сюжеты) – уникальных памятников монументальной живописи. Как правило, авторы «небес» неизвестны, но в кенозерской коллекции представлено единственное на сегодняшний день «небо» конца XIX века с авторской подписью – явление поистине исключительной ценности.
Всего в Кенозерье сохранилось шестнадцать «небес», из них семь комплексов полностью отреставрированы за счет собственных и привлеченных средств Парка, а также в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Кенозерские «небеса» являются не просто музейными экспонатами, они и в настоящее время выполняют свою первоначальную функцию и являются частью действующих интерьеров культовых построек. К сожалению, в настоящее время три комплекса «небес» находятся в аварийном состоянии.
«Небо» Георгиевской часовни, на реставрацию которого Минкультуры выделены средства, состоит из шестнадцати радиальных граней с изображением архангелов, евангелистов, Богоматери и святого Георгия. Сохранились центральный медальон и три угловые грани «неба». Пока не установлено, когда и по какой причине «небо» было разобрано. Возможно, это произошло по причине того, что не выдержала конструкция, возможно, причина была иной, но к началу 1980-х годов расколотые грани хаотично стояли на полу часовни. С момента образования Кенозерского национального парка они находятся на хранении в музейном фонде, а в 1992 году под руководством И.В. Ярыгиной учащимися СПХУ им. Н.К. Рериха была проведена консервация «неба».
По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, стиль росписи «неба» Георгиевской часовни вызывает ассоциации с творчеством Федора Захарова Иока – на этом небе присутствуют знакомые по другим памятникам Кенозерья однотипные иконографические образцы, статичные фигуры в одеждах с характерными тяжелыми складками, своеобразный почерк в надписях. Уникальной фигурой в составе росписи является образ великомученика Георгия – аналогов этому явлению на других «небесах» нет. Появление его изображения Татьяна Михайловна объясняет тем, что одним из двух часовенных праздников был день памяти великомученика Георгия, и прихожане пожелали иметь изображение святого на «небе». Столь усиленное поклонение конкретному покровителю часовни встречается только в Кенозерье и на прилегающих территориях. Не исключено, что Георгий Победоносец был святым, соименным устроителю храма или «неба». По традиции, благодаря заказчику, его небесный покровитель возносился на живописное «небо» и приравнивался к сонму наиболее чтимых святых.
Грани «неба» часовни Георгия Победоносца экспонировались на выставке «Небеса ручной работы», которая завершилась 5 марта в выставочных залах ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва). Их фотографии, а также полное научное описание вошли в каталог выставки и в книгу «Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский», изданную в рамках программы «Первая публикация» при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. На выставке были представлены не только отреставрированные «небеса», но и те, что на сегодняшний день находятся в аварийном состоянии, чтобы посетители могли без прикрас и иллюзий представить, как выглядели в недавнем прошлом практически все «небеса» кенозерской коллекции. В своем выступлении на открытии выставки директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская озвучила надежду на то, что, возможно, в ближайшем будущем не отреставрированные «небеса» Кенозерья смогут обрести своих земных хранителей, как это уже произошло с некоторыми памятниками Кенозерья.