В Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи 5 марта 2010 года открылась персональная выставка «В плену очарований» заслуженного художника Российской Федерации, живописца и графика Николая Мишусты. Этого автора вологодский зритель знает уже давно. Николай Иванович Мишуста живет и работает в нашем городе с 1978 года, куда переехал из Днепропетровска. Получив профессиональное живописное и графическое художественное образование на Украине, он единственный из вологодских мастеров, кто на протяжении уже многих лет успешно обращается к сложной и многогранной технике цветной монотипии. Выставку «В плену очарований», посвященную образу женщины, художник неслучайно открывает в канун Международного женского дня восьмого марта. Это своеобразный подарок его современницам-вологжанкам и искреннее восхищение красотой, обаянием, загадочностью – всем тем, чем обладает и что таит в себе женская натура. Издревле художники посвящали свои произведения образу женщины, выражая этим идеал красоты своего времени, формулируя этические и эстетические пристрастия поколений. Достойное воплощение находит эта тема и в творчестве современных вологодских мастеров. Как профессионал и талантливый художник, Мишуста решает доминирующую идею выставки в широком историко-культурном аспекте. Свойственным лишь ему пластическим языком он раскрывает своего рода историческую ретроспективу трактовки женского образа, начиная с искусства Древней Греции и Вавилона, доводя ее до наших дней. Это обращение к истории дает художнику богатейшие возможности образного и художественного раскрытия темы женской красоты. Графичность и выразительность жеста подчеркнуты им в работе, посвященной гордому образу царицы Египта Клеопатры; композиционная симметрия и декоративность палитры доминируют в мифологической сцене, изображающей битву амазонок с грифонами, таинственность и богатство цветовой разработки придают особый пафос библейским сюжетам с женскими персонажами – Рахилью, Лией или Вирсавией. Не обходит стороной художник и русскую тематику, трактуя образ северной деревенской красавицы в традициях знаменитой «кустодиевской» манеры письма начала ХХ века. Обращение к женским персонажам позволяет Николаю Мишусте широко использовать аллегорический язык для решения образных задач своих произведений. Этот метод находит отражение и в целомудренной теме материнства, и в аллегорическом образе юной Весны, украшающей свои волосы нежными цветами, и в зрелой женской фигуре, символизирующей собой Лето, в окружении зелени и пышного натюрморта из цветов и фруктов. Обращается он и к традиционному литературно-сюжетному приему повествования; впрочем, и нам, зрителям, небезынтересно наблюдать динамику развития действия в той или иной работе автора. Здесь и сцена пира блудного сына, окруженного соблазнительными женскими персонажами, и смятение Париса, отдавшего свое предпочтение красоте земной женщины и отодвинувшего на второй план олимпийских богинь Афродиту и Геру.
Вглядываясь в работы Николая Мишусты, чувствуешь, с каким увлечением он разрабатывает фантазийные композиции, насыщенные историческими бытовыми деталями, будь то изображение дам-соперниц в пышных кринолинах XVIII столетия или обобщенные женские портретные типажи в нарядных костюмах и шляпах с перьями и цветами XIX века, романтические конные прогулки влюбленных или свидания в садах. Созданию особой таинственной атмосферы отдельных листов с изображением купальщиц или отдыхающих на солнечной поляне девушек способствует и сама техника монотипии, воспроизводящая четкий контур предметов, предпочитающая цветовую и световую игру пятен, что позволяет художнику создать почти натурный пленэрный эффект в изображении обнаженной фигуры человека, окутанной светом и воздухом. Необходимо отметить еще один важный аспект, объединяющий все произведения художника, представленные на выставке. Это особое, возвышенное отношение автора к избранной теме, в основе которого лежит идея передачи красоты и гармонии женской натуры. И наверное, Николаю Мишусте, художнику, творящему в начале XXI века, не чужды размышления и выводы древнегреческого философа IV века до нашей эры Аристотеля о том, что искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа, а художник, обладающий образным мышлением, дает нам возможность познать неосуществленные цели природы. И с этой задачей Николай Мишуста блестяще справляется.