Надежда Кузнецова – художник, успешно работающий в разных видах изобразительного искусства: живописи, графики, фотографии, – к тому же она куратор, реализовавшая целый ряд значительных проектов как в России, так и на Западе. В последние годы она активно работала в фотографии и с фотографией (рисуя по фотобумаге, испещряя ее, обрабатывая в компьютере). На этой выставке она впервые представляет свою новую серию «Детская комната», состоящую из 22 графических листов, исполненных в технике масляная пастель и гуашь на картоне.
В работах доминирует наивное детское представления о том, чем занимается представитель той или иной профессии, но даже прошедшие через рефлексию художника образы памяти все же несут печать детской непосредственности. При этом работы, относящиеся к детским мечтам, лучше рассматривать, не читая авторские названий работ, а пытаться самому дать их. Потенциал детских грез столь велик, что авторская версия далеко не всегда совпадает с версией зрителя. Если включиться в игру, то акт сотворчества позволит вспомнить то, через какие фантазии и ожидания каждый прошел в детстве.
Здесь можно заметить перекличку ее профессий с фотографической серией Августа Зандера «Люди двадцатого века», в которой он стремился показать не столько портрет человека, сколько «портрет» профессии через ее типичного представителя. В ее порой насмешливой интонации вижу мягкую иронию над документальной весомостью атрибутов профессии, акцентированных Зандером, его этнографическим любопытством.
Поскольку в детской комнате возможно все, в серию включены натюрморты: «Спички», «Чай», «Завтрак» и «Штопка». Их объединяет с персонажами серии скорее чувство формы, настроение и стилистика рисунка, чем внутренняя логика целого, задаваемая единством времени, места детской комнаты и концепта. В натюрмортах простые вещи, связанные с домом, с тем, что неотделимо от детства.
В ее натюрмортах присутствует отголосок старого устойчивого быта, в котором еще не было китайских одноразовых товаров, но были такие привычные и такие – по прошествии времени – близкие и родные отечественные вещи. Однако же, вспомнив о заявленной выше установке рассматривать работы и давать свои называния, предположил, что «Завтрак» и «Чай» – диптих, с условным названием «От «S» до «Z»». Почему? Возможно зритель, всмотревшись, сделает свое маленькое открытие.