Блики алого заката на стенах Колизея, звонкий удар весла, музыка - вечное лето, расцветшее посреди белоснежной зимы… Или это мираж? Ведь писала Ахматова: "Италия – сон, который возвращается до конца ваших дней". Как приезд в наш город лучшего музея мира…
Но чудеса - случаются! Когда вас ждет встреча с шедеврами западноевропейской живописи XVIII-XIX веков, 41 полотном из собрания Эрмитажа.
Землёй обетованной для европейских художников Италия стала ещё в XVI веке. Здесь творили мастера, являвшиеся образцами для многих живописцев и скульпторов из Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Вначале это были Рафаэль и Микеланджело. В XVII веке культурный обмен между художниками разных стран стал ещё более тесным. Можно даже говорить о формировании общего направления, а затем и стиля, объединившего всю Европу. Сначала это был караваджизм, видную роль в развитии которого сыграли голландцы (Герард Ван Хонтгорст, Дирк Ван Бабурен, Генрик Тербрюгген), французы (Валантен, Николо Реньери, ранний Симон Вуэ) и другие пришельцы с севера, затем барокко, в котором столь важную роль сыграл фламандец Питер Пауль Рубенс. Тогда же начинает складываться тип художника, приехавшего в Италию издалека и оставшегося здесь на всю жизнь (французы Никола Пуссен и Клод Лоррен, испанец Хусепе де Рибера, датчанин Бернард Кейлхау).
Естественно, что архитектура, природа, люди Италии должны были отразиться в их произведениях в той или иной форме. Одних мастеров больше привлекала величественная и таинственная античность, другие больше интересовались вечной и неизменной природой, послужившей фоном для великих событий древности, третьи фиксировали современный облик итальянских городов с их великолепными дворцами, церквами, фонтанами и статуями.
Наконец, некоторые художники, продолжая свои национальные традиции, находили интерес в изображении жителей Италии – на улицах, в портах, на рынке, а то и просто занятых своими повседневными делами. Кое-кто рассказывал истории из жизни итальянцев с оттенком анекдотичности или шутки, другие представляли бедных людей с глубоким сочувствием и сопереживанием.
Столь разные художественные произведения, тем не менее, находили своих поклонников и коллекционеров.
Со второй половины XVII и особенно в XVIII веке длительные путешествия по Италии с образовательными целями (Grand Tour) стали обязательными для «английских милордов», «французских графов» и «русских князей». Иностранные путешественники, покупая в Италии произведения искусства, контактировали с соотечественниками-художниками, совершенствовавшими здесь своё мастерство или оставшимися навсегда в благодатной стране. Такое переплетение разных традиций, вкусов, интересов создавало особое направление, удовлетворявшее запросы путешественников.
В богатых коллекциях Эрмитажа, наряду с произведениями, приобретавшимися по заказу российских государей, немало картин и скульптур из частных собраний. Люди, покупавшие эти произведения искусства, уже давно ушли из жизни вместе со своими впечатлениями и воспоминаниями, но сами шедевры, некогда привлекшие их внимание, остались грядущим поколениям.
И современный зритель, рассматривая виды итальянских городов, идеальные ландшафты, в которых как бы остановилось время, сценки из повседневной жизни, всегда может найти в них нечто, созвучное своим вкусам. Такую возможность дарят владимирцам «Образы Италии» – 41 живописное полотно XVII–XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа.