В Музее-институте семьи Рерихов открылась пятая выставка цикла «Н.К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств», посвященная Надежде Савельевне Войтинской (1886—1965), известной петербургской художнице-литографу, искусствоведу и переводчице. На выставке представлены графические и живописные работы художницы, в том числе, не экспонировавшиеся ранее, уникальные фотографии из семейного архива, рукописи и переведенные ею книги.
Эпиграфом к выставке выбраны строчки из стихотворного сборника «Руфь» близкой подруги художницы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (в будущем известной матери Марии): «Я смотрю судьбе в глаза в упор…». И это не случайно, говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом, куратор выставки Виктория Шуршина: «Надежда Войтинская обладала сильным и цельным характером, который не позволял ей идти на компромиссы ни в жизни, ни в творчестве, она была хозяйкой своей судьбы, об этом сами за себя говорят все перипетии и повороты ее жизни».
Надежда Войтинская родилась 13 декабря 1886 года в Петербурге. Училась живописи в Петербурге, в 1905-1908 годах занималась литографией и живописью во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. После возвращения в Петербург сблизилась с художниками группы «Мир искусства». Весной 1909 г. редактор журнала «Аполлон» С.К. Маковский предложил 22-летней художнице сделать серию литографированных портретов известных поэтов и художников, сотрудников «Аполлона» Н. Гумилёва, З. Гиппиус, М. Кузьмина, К. Чуковского, С. Ауслендера, М. Добужинского. Предполагалось, что в каждом номере журнала будет вклейка с одним из портретов. В журнале был опубликован только портрет Николая Гумилёва. Вскоре между Маковским и художницей возник конфликт, и Маковский отказался публиковать остальные портреты. Весь тираж был перевезён на Фонтанку у Египетского моста, где жила Войтинская. С этого времени художница перестаёт заниматься литографией. Но жить без искусства она не могла. В 1916 году окончила историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов, Ещё не окончив курсы, начала работать в области живописи. Ее привлекало древнерусское искусство. После Октябрьской революции Надежда Савельевна не рисовала. На вопрос: «Как Вы могли бросить искусство?», художница отвечала так: «Революции нужен был плакат – или расписывать кабаки. Ни того, ни другого я не умела. То, что пыталась делать я – освоить приёмы древнерусской живописи для развития искусства – в те годы никому не было нужно». Войтинская перестает заниматься живописью, идет учиться, - в 1924 году заканчивает отделение теории искусства Государственного института истории искусств. Она становиться историком искусства, работает над книгами и, зная четыре европейских языка, занимается переводами. Она перевела несколько научно-технических книг (М. Валье. Полет в межпланетное пространство, 1926), произведения Р. Люксембург и К. Цеткин. В послевоенный период перевела и обработала рассказы А. Конан-Дойля (Записки о Шерлоке Холмсе, 1946; Баскервильская собака, 1947 и др. изд.). В 1938 году была арестована, но год спустя отпущена – ее вину не смогли доказать. В дни блокады оставалась в Ленинграде, работала в бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей, переводила стихи поэтов-антифашистов, украинских и белорусских поэтов, работала на радио. После войны преподавала, заведовала кафедрой иностранных языков Всесоюзного заочного лесотехнического института. Почти 60 лет, до конца 1960-х годов ее творчество находилось в забвении, но в последние годы возник широкий интерес к художественному наследию Н. Войтинской (как художница она известна под фамилией Войтинская-Левидова). Состоялись выставки ее работ в Доме писателя им. В. В. Маяковского (1974), в ЛОСХе (1977), в Русском музее (выставка новых поступлений, 1979) и др. Ее архив находится в Российской национальной библиотеке. Художественные произведения и материалы, связанные с жизнью и творчеством Надежды Савельевны Войтинской поступили в Музей-институт семьи Рерихов от её дочери Ады Львовны Левидовой в 2002 г.
Выставка создана при участии Вологодской областной картинной галереи и Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Выставка открыта с 17 декабря 2009 по 14 февраля 2010 года.