НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Н.К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств. Надежда Войтинская.

c 17 декабря 2009 по 14 февраля 2010Санкт-Петербург
Надежда Войтинская
Надежда Войтинская
В Музее-институте семьи Рерихов открылась пятая выставка цикла «Н.К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств», посвященная Надежде Савельевне Войтинской (1886—1965), известной петербургской художнице-литографу, искусствоведу и переводчице. На выставке представлены графические и живописные работы художницы, в том числе, не экспонировавшиеся ранее, уникальные фотографии из семейного архива, рукописи и переведенные ею книги.

Эпиграфом к выставке выбраны строчки из стихотворного сборника «Руфь» близкой подруги художницы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (в будущем известной матери Марии): «Я смотрю судьбе в глаза в упор…». И это не случайно, говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом, куратор выставки Виктория Шуршина: «Надежда Войтинская обладала сильным и цельным характером, который не позволял ей идти на компромиссы ни в жизни, ни в творчестве, она была хозяйкой своей судьбы, об этом сами за себя говорят все перипетии и повороты ее жизни».

Надежда Войтинская родилась 13 декабря 1886 года в Петербурге. Училась живописи в Петербурге, в 1905-1908 годах занималась литографией и живописью во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. После возвращения в Петербург сблизилась с художниками группы «Мир искусства». Весной 1909 г. редактор журнала «Аполлон» С.К. Маковский предложил 22-летней художнице сделать серию литографированных портретов известных поэтов и художников, сотрудников «Аполлона» Н. Гумилёва, З. Гиппиус, М. Кузьмина, К. Чуковского, С. Ауслендера, М. Добужинского. Предполагалось, что в каждом номере журнала будет вклейка с одним из портретов. В журнале был опубликован только портрет Николая Гумилёва. Вскоре между Маковским и художницей возник конфликт, и Маковский отказался публиковать остальные портреты. Весь тираж был перевезён на Фонтанку у Египетского моста, где жила Войтинская. С этого времени художница перестаёт заниматься литографией. Но жить без искусства она не могла. В 1916 году окончила историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов, Ещё не окончив курсы, начала работать в области живописи. Ее привлекало древнерусское искусство. После Октябрьской революции Надежда Савельевна не рисовала. На вопрос: «Как Вы могли бросить искусство?», художница отвечала так: «Революции нужен был плакат – или расписывать кабаки. Ни того, ни другого я не умела. То, что пыталась делать я – освоить приёмы древнерусской живописи для развития искусства – в те годы никому не было нужно». Войтинская перестает заниматься живописью, идет учиться, - в 1924 году заканчивает отделение теории искусства Государственного института истории искусств. Она становиться историком искусства, работает над книгами и, зная четыре европейских языка, занимается переводами. Она перевела несколько научно-технических книг (М. Валье. Полет в межпланетное пространство, 1926), произведения Р. Люксембург и К. Цеткин. В послевоенный период перевела и обработала рассказы А. Конан-Дойля (Записки о Шерлоке Холмсе, 1946; Баскервильская собака, 1947 и др. изд.). В 1938 году была арестована, но год спустя отпущена – ее вину не смогли доказать. В дни блокады оставалась в Ленинграде, работала в бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей, переводила стихи поэтов-антифашистов, украинских и белорусских поэтов, работала на радио. После войны преподавала, заведовала кафедрой иностранных языков Всесоюзного заочного лесотехнического института. Почти 60 лет, до конца 1960-х годов ее творчество находилось в забвении, но в последние годы возник широкий интерес к художественному наследию Н. Войтинской (как художница она известна под фамилией Войтинская-Левидова). Состоялись выставки ее работ в Доме писателя им. В. В. Маяковского (1974), в ЛОСХе (1977), в Русском музее (выставка новых поступлений, 1979) и др. Ее архив находится в Российской национальной библиотеке. Художественные произведения и материалы, связанные с жизнью и творчеством Надежды Савельевны Войтинской поступили в Музей-институт семьи Рерихов от её дочери Ады Львовны Левидовой в 2002 г.

Выставка создана при участии Вологодской областной картинной галереи и Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Выставка открыта с 17 декабря 2009 по 14 февраля 2010 года.

www.museum.ru/N38638
Ваше мнение »»

»»Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов
Адрес:город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1
Проезд:От станций метро "Василеостровская", "Приморская"
Телефоны:(812) 327-3506, 325-44-13
сайт:roerich.spb.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.11.2024  x    ?  


«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Открылся виртуальный музей, посвященный жизни и творчеству Юрия Темирканова

Выставка "Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200-летию со дня рождения"

Белый мрамор России. Коелга. Скульптуры Виктора Грачева

От классицизма до ар-деко: выставка "Архитектура и мода. В потоке времени" на ВДНХ

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Выставка «Кнопка и модернизм» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка в музее-заповеднике «Коломенское»

Выставка «Русские и сето. Одна земля, общая история»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво

"Его величество фарфор!". Выставка в Псковском музее-заповеднике

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Петр Иванович Грошев. Юбилейная персональная выставка

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма

Бабочки Поднебесной. Выставка картин Александра Разбойникова в Историческом музее Южного Урала

Натюрморт. Пейзаж. Посвящение Анатолию Никольскому

Аннушка Броше. Пандора. Распаковка


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru