График Станислав Кежов и скульптор-анималист Анатолий Патраков уже не первый раз объединяют свои юбилейные персональные выставки в одну экспозицию. Соседство двух курганских мастеров в областном художественном музее оказалось удачным благодаря присущим произведениям обоих авторов выразительности силуэтов и линий, отточенному мастерству и чувству стиля, ёмкой содержательности их творчества.
* * *
Станислав Кежов – один из ведущих курганских графиков. В персональную экспозицию 2009 года художник включил многочисленные произведения печатной и оригинальной графики, а также живописные композиции последних лет, выполненные с использованием рельефа - излюбленного авторского приема.
Постоянно экспериментируя с формой, С.Кежов ведет неустанные поиски новых тем, сюжетов и образов. В его раннем творчестве отразились типичные черты искусства на исходе соцреализма, когда позитивные социальные мотивы соседствовали на выставках с интонациями откровенного неприятия современной действительности. Пейзажи раннего периода меланхоличны или тревожны по настроению, часто окрашены в минорные тона, соответствуя мироощущению художника той поры. В это же время зарождается интерес С. Кежова к миру вещей, ставший лейтмотивом его творчества. В многочисленных натюрмортных композициях художника повседневные предметы быта, равно как и произведения искусства, приобретают определенную знаковость, участвуя по воле автора в игре смыслами.
С 1990-х годов, органичное воплощение в творчестве С. Кежова нашли как возродившийся в среде искусства интерес к «национальной археологии», духовным и интеллектуальным медитациям, так и характерное для постмодернистского мышления цитирование и переосмысление классических и авангардных произведений.
Наиболее глубокое отражение творческие искания мастера получили в листах из серий, посвященных 2000-летию христианства, проникнутых идеей духовного возрождения. В их сюжетную основу положены фрагменты икон, фресок, книжных миниатюр и памятников письменности. При работе над ними художник использовал выразительные возможности фактуры, воспроизводящей особенности полуразрушенного красочного слоя, остатков древних письмен.
Неизменная притягательность произведений Станислава Кежова для зрителя объясняется во многом красотой изобразительных мотивов, особой тщательностью исполнения, присущей этому автору, его любовью к материальному, вещному миру как чему-то рукотворному, настоящему.
* * *
Анатолий Патраков известен как мастер анималистической пластики. Отличный знаток природы, он не просто «натуралист» в своем творчестве, ключ к его искусству - образная метафора.
К анималистике А. Патраков обратился в 1980-е годы, когда остро обозначился экологический конфликт и связанные с ним нравственно-психологические проблемы в обществе. Художник стал в те годы одним из немногих скульпторов, обратившимся к больной теме «Человек и природа». Наиболее яркое идея трагического несовершенства в отношениях человека и фауны воплотилась в изображении птиц, основанных на непосредственности, пластичности и знании натуры. Художник обращается к теме материнства, защиты потомства, надеясь пробиться к человеческой совести через самые трогательные, близкие и понятные людям сюжеты.
Персонажи А. Патракова часто связываются с проблемами человека, изображение животных и птиц служит для выявления негативных качеств и характеров людей, при этом скульптор прибегает к пластической стилизации, гротеску, заостренности образа («Белая ворона»).
Скульптор работает с бронзой, традиционным материалом, податливым и послушным в руках мастера. Используя в своем творчестве древнейшую технологию литья методом утраченного воска, мастер добивается превосходного результата при отливке сложнейших фигур, обходясь иногда лишь одной цельной формой.
Не ограничиваясь анималистикой, А. Патраков откликается в творчестве на самые разные важные события. К 60-летию Победы скульптор создал необычную композицию «Обелиск», в которой выразил свои раздумья о подвиге предков в годы войны. В основе композиции и образа – ржавая, пробитая осколками солдатская каска, найденная на местах боев, ставшая неожиданно домом для птичьей семьи, свившей в ней гнездо. Удивительно емкий, символичный образ: война и мир, жизнь и смерть, и то, что жизнь всегда сильнее смерти. Неслучайно это произведение Анатолия Патракова на Международной выставке в Москве к 60-летию Победы было названо ее своеобразным эпиграфом, символом.
Светлана Кулакова, куратор выставки.