25 ноября объявлен VII Грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». В связи с этим оргкомитет конкурса попросил экспертов конкурса по мониторингу и ведущих образовательного семинара ответить на несколько вопросов:
В этом году значительно увеличилось количество присланных заявок, расширилась география конкурса. Как Вам кажется, изменился ли круг тем и проблем, с которыми работают музейщики?
Какая проблематика недостаточно хорошо представлена или вообще не затронута музеями?
Какие проекты могли бы быть особенно актуальны на сегодняшний день?
Вступительное слово
Н.Ю. Самойленко, заместитель генерального директора Благотворительного фонда В.Потанина
Палитра мнений экспертов, работающих на семинарах нашего музейного конкурса, очень широка. Кто-то считает, что главное сейчас – это образовательные программы, для кого-то на первый план выходит проблема собственно музейного проектирования и поиска современных экспозиционных решений, кто-то сетует на отсутствие интереса музейщиков к углубленному исследованию материала, а для кого-то основная проблема лежит в плоскости выстраивания партнерских отношений. Из этого следует, что номинации конкурса не утратили свою актуальность, а у творческих музейщиков по-прежнему есть огромные возможности реализовать себя как профессионалов.
Культурное наследие в нашей стране сейчас ничуть не меньше нуждается в защите, чем 90 лет назад. Но сохранить прошлое для будущего можно, лишь поддерживая к нему интерес в настоящем. А для этого наследие нужно изучать, показывать так, чтобы это было интересно современному зрителю. Заинтересовать других можно только тем, что интересно тебе самому. А поэтому конкурс – это возможность сделать не только что-то полезное, но и приятное.
Этот конкурс для тех, у кого есть идеи и желание двигаться вперед. А тем, кто считает, что всего достиг, кого интересуют только деньги, скорее всего, – не к нам.
Конструируя проект под названием «Меняющийся музей в меняющемся мире», мы делаем все для того, чтобы конкуренция была честной, а среди победителей могли оказаться не только опытные грантополучатели, но и те, кто впервые участвует в конкурсе. Координаторы конкурса всегда готовы проконсультировать участников. На сайте http://museum.fondpotanin.ru/ можно получить ответы на все вопросы, связанные с организацией конкурса. Участвуйте – и у вас все получится!
Мнения экспертов образовательного семинара и мониторинга
А.В. Лебедев, заведующий Лабораторией музейного проектирования РИК
Мне кажется, увеличение числа заявок связано с экономическим кризисом. Активизировался поиск источников внебюджетного финансирования. Это естественная реакция. Если судить по заявкам, круг проблем, осознанных музейщиками именно в качестве проблем, никак не изменился.
На конкурс поступают заявки двух типов: социокультурные проекты, реализуемые музеями и/или в музеях, и собственно музейные проекты. Но соотношение их неравное: социокультурное проектирование представлено широко и разнообразно, а музейного проектирования почти нет. В то время как проблемы в этой зоне вполне реальны. Например, на сегодняшний день в России музеи нередко вынуждены покидать насиженные места и переезжать в другие здания. Часто это связано с необходимостью освобождения церковных сооружений и монастырских комплексов для передачи их РПЦ. Однако, не только с этим. Случаи строительства новых зданий, предназначенных специально для музейного использования, сравнительно редки. Обычно речь идет о приспособлении для музейных нужд старых зданий и усадебных комплексов. Но в любом случае возникает необходимость в музейном проектировании. И проект такого типа не менее актуален, чем проект новой экскурсии или, скажем, выставки для людей с ограниченными возможностями.
В.Ю. Дукельский, ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования РИК
Мне кажется, что проекты обрели большую социальную направленность. Стали значительно интереснее по постановке проблемы, точнее, по формулировке названия. К сожалению, дальше дело не идет, и вслед за эффектным названием идет обычная «музейная рутина» или, напротив, абсолютно завиральные идеи. Подобных, балансирующих на грани нормы проектов, прежде не было.
Примечателен рост числа проектов по палеонтологии, археологии, древнейшей истории. Пока они слабы, но прогресс налицо.
При этом практически нет природно-экологических проектов из национальных парков, даже совместных с музеями. Мало проектов, связанных с внедрением музейных мультимедиа.
Мало комплексного краеведения, объединяющего природу, археологию, этнографию и экономическое развитие того или иного региона.
Практически нет историко-архитектурных проектов.
На мой взгляд, особенно актуальны сегодня могли бы быть модернизационные проекты: модернизация экспозиций, технологий фондовой работы, педагогических практик.
В контексте общественной дискуссии об истории необходимы проекты, раскрывающие новые документы, белые пятна и интерпретацию событий на основе новых фактов.
Наконец, нужны международные, представляющие Россию и партнерские проекты.
О.Б. Лопухова, исполнительный директор II Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Мне кажется, что музейные проблемы остались прежними. В частности нежелание (или неспособность?) большинства музеев в целом пересмотреть принципы своей деятельности и последовательно, шаг за шагом ориентироваться на успешный мировой опыт, выстраивая единую эволюционную линию изменений. Конечно, хорошо, что благодаря конкурсу музеи стали делать именно ПРОЕКТЫ, но очень часто реализованные проекты тонут в общей, довольно невнятной экспозиционной практике музеев. А в предложенных проектах решаются сиюминутные, а не тактические, и тем более, не стратегические, проблемы – хочется сделать интересную выставку (проект, программу), обновить оргтехнику и пр.
Мне кажутся очень скучными проекты по социальной тематике – нет драйва, реального креатива, оригинальных, неожиданных и, может быть, рискованных и нетрадиционных идей и решений – больные дети, пожилые люди, занятость и пр. В разных частях нашей огромной страны делается все время одно и то же. А как насчет западного опыта, который все время предлагает что-то новое?
Даже в такой продвинутой номинации, как «Технологии музейной экспозиции» нет запоминающихся проектов: ну - музейный киоск, ну – видеопроекция, ну – тетрализация, ну – интерактив. А ведь это самая креативная и яркая номинация.
И еще очень грустно смотреть на номинацию «Музейные исследования» - сколько хорошего можно было бы профинансировать, а ничего интересного нет, поскольку все реальные фанатично преданные исследовательской работе люди либо умерли, либо покинули музеи. Очень хотелось бы, чтобы хороших исследований было как можно больше.
Л.К. Александрова, исполнительный директор Союза музеев России
На мой взгляд, сегодня особенно нужны детские образовательные программы. Вопрос дополнительного гуманитарного образования стоит очень серьезно. Естественно, любой музей работает с детской аудиторией, но зачастую мы недостаточно используем новые технические средства и современные технологии. Многие детские центры работают по старинке. Музей же должен осуществлять связь между виртуальной действительностью и подлинным памятником в той форме, которая понятна и интересна современному ребенку.
Н.Е. Прянишников, заведующий отделом зданий комплекса культуры ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева
В конкурсе не хватает проектов, работающих на изменение образа региона и способствующие его модернизации. Перспективными были бы проекты по консолидации креативных элит, создающие на базе музея (и не только) инкубаторы новых гуманитарных технологий.
Е.В. Зеленцова, директор агентства «Творческие индустрии»
На мой взгляд, недостаточно сильных партнерских проектов. К сожалению, музеи редко выстраивают эффективные партнерства с представителями бизнеса, общественными, негосударственными институциями, другими организациями в сфере культуры, образования, социальной защиты. Не хватает проектов, которые выводили бы музей за его собственные стены: к новым аудиториям, к новым видам искусства, и, главное, - в городскую среду.
О.В. Синицына, зам. генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
В этом году было неожиданно много проектов, предлагающих интерактивные программы по
естественным наукам, но ни один из них не прошел в финал. Увы, у нас предпринимаются только слабые попытки в некоторых музеях сделать естественные науки ближе и понятнее, что невозможно без трогания руками и прочей интерактивности. Я бы очень хотела появления настоящих эксплотариумов на музейных площадках, где посетители сами могли проводить различные опыты, своими глазами наблюдали бы физические явления и процессы.
Кроме того, очень не хватает проектов, адресованных семейным посетителям, а также межмузейных проектов .