В выставочных залах первого этажа Музейно-творческого центра народного художника России В. Н. Корбакова областной картинной галереи открыта актуальная современная выставка «Московская сага. ХХ век». На ней впервые на Вологодчине представлены произведения заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Даниэля Митлянского, а также живописные работы его сына Максима Митлянского.
Биография скульптора Митлянского типична для его друзей и коллег по искусству. Даниэль Юдович принадлежит к тому поколению художников, которое испытало на себе все сложнейшие перипетии XX века. Это поколение формировалось в трудные предвоенные годы, оно прошло войну. Те, кто выжил, с радостью встретили время «оттепели» при Хрущеве, пережили застойное «брежневское время» и увидели разрушение того советского мира, в котором они выросли и который казался вечным. Поразительно то, что, прожив жизнь, полную драматизма и разочарований, все они были творцами, художниками в истинном смысле этого слова. Митлянский известен многим нашим современникам как автор памятника «Реквием 1941 года». Моим одноклассникам, погибшим на войне» (1971), установленного перед фасадом школы № 110 у Никитских ворот в Москве, где он учился. Пять тонких, еще не сформировавшихся фигур, - пять мальчиков в шинелях. Все фигуры с портретным сходством, на постаменте у ног каждого персонажа - его имя. Благороднейший памятник юным солдатам, не вернувшимся с войны, композиция очень трогательная, исполненная лиризма и печали. На выставке произведений Д. Митлянского в «Доме Корбакова» представлена гипсовая модель этого памятника. Необходимо отметить, что на выставке представлены работы скульптора, выполненные им за последние двадцать лет жизни. Они все разные, подчас неожиданные и даже парадоксальные, гротескные. Почти все остро современные, даже если навеяны классическими библейскими сюжетами. Но каждая укладывается в заповедь художника, им самим себе установленную, - «Кредо мое: жизнь настолько интересна, что попытаться ее задержать хоть чуточку в своих произведениях - уже великое счастье. В восторге от нее тружусь в меру данных мне возможностей. А еще уверен, что всякий восторг - подарок Бога».
Даниэль Митлянский - автор барельефов на темы басен И. Крылова на Патриарших прудах, фигур зверей на фасаде Театра Дурова (совместно с В. Тюлиным), «Пронзенного Пегаса» (совместно с Г. Шилиной) около Музея А. Д. Сахарова, мемориальных досок А. Д. Сахарову, В. Н. Домогацкому, Дмитрию Холодову, Алесю Адамовичу. При гротескном, остром и несколько неожиданном характере произведений Митлянского, он очень серьезно, мастерски, строго дисциплинированно работал над внутренним строем, пластикой и композицией своих произведений. В то же время работы художника отличает глубоко личностная трактовка известных тем и сюжетов как современных, так и отсылающих нас к событиям истории и мифологии. Однако смелая творческая фантазия мастера трактует библейские мотивы и сюжеты свободно и неожиданно, разрушая в нашем сознании уже устоявшиеся понятия и стереотипы. В экспозиции представлены произведения из двух серий художника на библейские темы – «Дни творений» и «Книги Библии». Среди них – «Книга царей. Давид похищает копье у спящего Саула», «Блудный сын», «День первый. Тьма и свет», «Исход». Представленные композиции очень ярко демонстрируют безграничные возможности пластики, пространственных и колористических решений. Основным материалом в них является дерево, иногда в сочетании с керамикой и металлом. На выставке экспонируются работы из серии «Моя сладкая Европа», в которой проявляется редкое умение автора увидеть и почувствовать реальную жизнь острохарактерной и в то же время необычной и праздничной. Одна из композиций называется «Рождество в семье Крокер. Великобритания», вторая - «Испания». Фигуры из дерева и керамики выполнены в полный рост, а присутствующие декоративные элементы из металла хорошо вписываются в общую композицию произведения. К серии «Моя сладкая Европа» принадлежит и памятник Андерсену под названием «Г. Х. Андерсен дарит цветы своих сказок», модель которого, выполненная из металла, керамики и бумаги, представлена в выставочных залах «Дома Корбакова». На выставке в «Доме Корбакова» представлена модель символического памятника А. Д. Сахарову «Пронзенный Пегас», установленного на Садовом кольце в Москве, около Музея А. Д. Сахарова. Это летящий Пегас, вырывающийся из пут обыденной жизни, полной жестокости. Композиция трагическая, где-то даже страшная, отнюдь не исполненная того светлого мироощущения, которое было свойственно Митлянскому. Особое место на выставке занимает серия портретов представителей творческой интеллигенции "Вы соль земли", выполненная в керамике. На отдельных постаментах расположены погрудные скульптурные портреты писателя Алеся Адамовича, художника-мультипликатора Юрия Норштейна, писателя Бориса Васильева, скульптора Нинели Богушевской, художника-графика Владимира Домогацкого. Представлен в экспозиции и двойной портрет Д. Ю. Митлянского с живописцем М. В. Ивановым.
Живописец Максим Митлянский принадлежит к тем художникам, которые продолжают отстаивать фундаментальные ценности пластического искусства. Его работы сложно отнести к какому-то определенному направлению. Художник мыслит в категориях аллюзий, аллегорий и метафор. "Работаю в жанре, который можно условно назвать «метафорический натюрморт». Герои моих натюрмортов - предметы, «разыгрывающие» трагикомические действия, кочуя с холста на холст как актеры театра масок» - говорит сам автор. Основу экспозиции произведений М. Митлянского в «Доме Корбакова» составляют два полиптиха – «Коридор» и «Праздник». Это метафоры особого состояния внутренней сосредоточенности, пространства творческого инобытия.
Выставка произведений отца и сына Митлянских из Москвы расширяет наше представление о возможностях, форме и стилистике современного искусства, вновь подтверждает высокую общественную миссию художественного творчества в общественной жизни.