НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Шевченята восторженно на Шевченко смотрят…»

c 10 декабря 2009 по 24 января 2010Москва
В мастерской А. В. Шевченко во ВХУТЕМАСе. 1920-е
Ростислав Барто, Борис Голополосов, Екатерина Зернова, Валерий Каптерев, Василий Почиталов, Борис Рыбченков, Ольга Соколова, Павел Суриков, Баки Урманче, Сергей Хамкин, Татьяна Шевченко

10 декабря 2009 – 24 января 2010

В заглавие выставки вынесена цитата из рукописного альманаха «Бедлам» (1927), принадлежащая художнику Борису Рыбченкову, участнику прославленной группы «Тринадцать», живописцу и рисовальщику. В 1921 году он твердо решил стать учеником Александра Шевченко: годом раньше, 1 января 1920 года бывший участник «Салона Издебского», выставок «Ослиный хвост» и «Мишень», соавтор манифеста «Цветодинамос и тектонический примитивизм» Шевченко был назначен профессором живописи в столичном ВХУТЕМАСе. «Александр Васильевич обладал замечательным даром ничего не навязывать своим студентам, ничем не мешать их развитию, - вспоминал Рыбченков. – А. В. Шевченко не искал в нас своего зеркального отражения. Тех же, кто пытался ему подражать, сторонился. В каждом из нас видел он, прежде всего, художника, каждого направлял в соответствии с его дарованием и возможностями… Щедро, ненавязчиво одаривал он бесценным артистизмом в ремесле живописца и запасом нравственной прочности, без чего ни художником, ни человеком стать невозможно». Рыбченкову вторит Ольга Соколова: «Самое замечательное в системе преподавания Александра Васильевича было то, что он не навязывал ученикам себя, в то время как у наших соседей, например. Фалька, Кончаловского. выходили маленькие «фальковята» или маленькие «кончаловята», и впоследствии приходилось им еще долго находить самих себя. Шевченко занимался с каждым в его манере, то есть находил в его работе присущие ему особенности и в разрезе этих его качеств вел с ним разговор».

Двенадцать лет посвятил Шевченко педагогической работе во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, причем, шесть лет подряд его избирали деканом живописного факультета, пять лет он заведовал станковым отделением, год – декоративным отделением, пять лет являлся председателем Предметной комиссии, два года – членом Правления ВХУТЕМАСа. Кроме того, в 1920-е годы Шевченко участвовал в работе секции монументального искусства при создании ИНХУКа (Института художественной культуры), а также в работе опытной комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу РАХН (Российской академии художественных наук).

Через мастерскую Шевченко прошли десятки студентов; имена многих из них – Петра Вильямса, например, или Андрея Гончарова – сегодня широко известны, а их произведения составляют «золотой запас» отечественного искусства середины ХХ столетия. Достаточно сказать, что организованное в 1926 году общество «Цех живописцев» состояло в основном из учеников Александра Васильевича. Но кончилось все, разумеется, плохо. В архиве семьи художника сохранились черновики его письма на имя наркома просвещения Бубнова. Незаслуженная травля, увольнения коллег, громогласные обвинения в «разлагающем влиянии» вынудили Шевченко уйти из института. «Мне странно слышать о моем дезорганизующем влиянии на молодежь, в то время, когда произведения и деятельность моих бывших учеников повсюду находят высокую оценку со стороны соответствующих государственных художественных учреждений», - писал художник.

В планах Государственной Третьяковской галереи есть выставка по случаю 125-летия Александра Шевченко; «Ковчег» же напоминает имена некоторых его последователей. Исчерпывающая выставка работ всех воспитанников мэтра, наверное, просто невозможна: помимо долгих лет работы во ВХУТЕМАСе художник преподавал во Всесоюзной Академии Архитектуры, Центральном Художественно-промышленном училище, в дальнейшем переименованном в Московский институт декоративно-прикладного искусства (МИПИДИ), Московском текстильном институте. Кроме того, он стал главным учителем для своей дочери Татьяны Александровны Шевченко – художника-живописца, оказавшей особое влияние на формирование творческой программы галереи «Ковчег». Ростислав Барто, Валерий Каптерев, Ольга Соколова, другие мастера из «круга Шевченко» и прежде не раз были участниками выставочных проектов галереи. Нынешняя экспозиция подготовлена на основе московских частных коллекций. Выставку составили произведения разных десятилетий ХХ века: как вспоминал еще один шевченковский последователь Василий Почиталов, «его ученики все остались по своему духу преданными искусству художниками».

Кураторы галереи «Ковчег» – Сергей Сафонов и Игорь Чувилин

www.museum.ru/N38436
Ваше мнение »»

»»Галерея «Парк»
Адрес:город Москва, ул. Немчинова, 12
Проезд:См. здесь
Телефоны:(499) 977-0044
сайт:vzmoscow.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru