В октябре – декабре 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева идет сложная реставрационная работа. Завершается восстановление картины Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны».
В конце XVIII-начале XIX веков Квадаль был одним из самых востребованных художников Европы. Уроженец Моравии, выпускник Венской и Парижской Академий изящных искусств, он писал императорские портреты, в том числе и огромные коронационные композиции. Его полотно, посвященное коронации Павла I – единственное произведение подобного рода, находящееся в России. Реставрация полотна размером 333х307 – процесс долгий и трудоемкий. Реставрация картины продолжается с 2000 года. Проект осуществляется Министерством культуры РФ, Саратовским государственным художественным музеем имени А. Н. Радищева и объединением «Артстудия», которая привлекает реставраторов для выполнения наиболее сложных и престижных реставрационных проектов. Реставрация осуществляется Кленовой Ольгой Юрьевной, ведущим художником-реставратором высшей категории Русского музея, и Татьяной Борисовной Серовой, художником-реставратором первой категории Русского музея.
По словам Ольги Юрьевны Кленовой, возращение произведению Квадаля его первоначального облика включает весь комплекс реставрационных мер, а именно: укрепление холста, грунта, красочного слоя, кракелюр, выравнивание поверхности красочного слоя холста. Все предпринятые меры служат одной единственной цели – спасение картины от полного разрушения. Реставрация началась, как сообщает Ольга Юрьевна, с дублирования холста на новый холст. Дело в том, что на тыльной стороне холста было 32 пластыря, что указывает на тот факт, что имело место быть 32 прорыва основы.
Следствием этого стали утраты красочного слоя на разломах, а также вдоль всех краев по периметру картины. В течение пребывания картин в частном собрании и музее эти дефекты были затонированы предыдущими поколениями. «Выполнено это было, - говорит Ольга Юрьевна, - в достаточно свободной манере с большими заходами на авторскую живопись. Поэтому тонировки сильно отличались в тоне».
Последовательное исследование поверхности живописи в ультрафиолете выявило наличие широких новых прописок и поновления целых фрагментов живописи. На момент ее поступления на реставрацию она была очень темной из-за поноволений и темного лака. Реставрационная работ началась с ликвидации прорыва, в результате чего была создана идеальная поверхность для восстановления живописи. В лакуны утраченного красочного слоя был заложен грунт. Был удален лак и поздние записи красочного слоя.
Здесь следует отметить следующий факт. В разные эпохи художники пользовались разными красками – они имели разный химический состав. Квадаль пользовался киноварью – красной краской на ртутной основе. Более поздние подрисовки сделаны красным цветом на кадмии – более жестком по цвету. Авторский холст сшит из трех полотен. И работа с ним происходит то с лицевой, то с тыльной стороны. Холст растягивали на полях, чтобы на него лучше легла краска. Тот же прием используется и для устранения кракелюра – когда краска трескается, красочный слой поднимается, то холст следует растянуть.
Конечная цель реставраторов – вернуть картине ее первоначальный вид. Сейчас нет киновари – из-за ртутной основы она запрещена к производству, но существуют краски, близкие ей по оттенку. В результате всей проделанной работы картине Квадаля возвращен ее первоначальный вид. Заиграл красным ковер, наполнилось удивительным, сверкающе-жемчужным цветом платье Марии Федоровны.
Тут Ольга Федоровна рассказала некий секрет, известный только профессиональным художникам и реставраторам. Серебристые переливы платья коронующейся императрицы были достигнуты через использование зеленого цвета.
Каждый учитель, обучающий ученика академическим приемам живописи, учит его обходиться пятью цветами и говорит: «Если пишешь небо, никогда не бери голубой цвет, а если пишешь дерево – зеленый». На полотнах зеленый достигается смешением черной и желтой красок с охрой, а голубой - смешением белил, черного и умбры. Такой сложный голубой цвет мерцает в картине в одеждах святых на стенах храма, где происходит коронация.
Ольга Юрьевна Кленова считает реставрацию Квадаля одной из своих профессиональных удач, потому что работа сочетает в себе разные жанры. Да, это многофигурная композиция, но одновременно и ряд миниатюр, ведь фактически каждый персонаж - миниатюра, и одновременно портрет. Поэтому для восстановления всех фигур картины необходимо знания приемов реставрации как миниатюрной, так и портретной живописи.
И последнее. Реставраторы, работающие с «Коронацией» Квадаля убеждены, что для удачного возвращения работы ее первоначального яркого и торжественного облика мало только профессионализма. Работу надо полюбить, пожалеть, ведь она понесла столько утрат. И только тогда, только в этом случае реставрация удастся. «Картина любит свет, - заканчивает свой рассказ Ольга Юрьевна. Ей нужно фронтальное освещение».
Реставрационный работы планируются закончиться к 10 декабря. А пока… Пока две удивительно одаренные женщины, разбирающиеся в живописи, истории искусства, химии, составе красок, радуются, что картина благодарно откликнулась на реставрацию, не оказывает сопротивления при растяжках и устранении кракелюр.
Надежда Гришина